Ви є тут

Вплив методів православної автотрансформації на особистісне зростання.

Автор: 
Любченко Олена Олегівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002686
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПРАВОСЛАВНОЙ АВТОТРАНСФОРМАЦИИ
Применение методов, стимулирующих личностные изменения, решающим образом
зависит от ряда условий, создающих возможность этих изменений и влияющих на
эффективность действия исследуемых методов. Первое условие, наиболее общего
характера, которое делает возможными личностные изменения - это наличие в
человеке способности и возможности роста, стремление к улучшению себя и своей
жизни, по-разному формулируемое в философских, религиозных и психологических
концепциях, но остающееся подтвержденным и продолжающим подтверждаться фактом.
Тому, как рассматривается эта тенденция к собственному росту и гармонизации
своей жизни в разных психологических школах была посвящена предыдущая глава.
Именно на основании этой характеристики, присущей каждому, строятся все
концепции и методики трансформации человека. От этого, наиболее общего условия
применения любых приемов и методов автотрансформации, не зависимо от
психологических школ и направлений, обратимся к более частным, тем, которые
являются необходимыми для методов, составляющих предмет данного исследования и
специфичны для них.
2.1.Религиозность.
В предыдущем разделе мы рассматривали религиозность как одну из черт,
характеризующую православную модель человека. Однако, явление религиозности,
особенно в контексте данного анализа – многоуровневое, поливалентное.
Религиозность является и предпосылкой, и движущей силой, и целью православной
автотрансформации, она выражает самую суть православных методов, так как методы
эти выросли и были сформулированы религиозным сознанием.
Термин “религиозность” в данном анализе оказывается наиболее адекватным, так
как понятия “духовности”, “моральности”, “метафизического” или
“трансцендентного”, смысл которых близок смыслу религиозности, - не до конца
отражают описываемый феномен.
“Религиозность” - это связь с Богом. (Латинский глагол “religare” обозначает
“соединять”, “связывать”). Религия - это наличие двух реальностей (человека и
Бога) и их отношения (любовь, Присутствие, покинутость, стремление, т.д.).
Религиозность выражает потребность человека в Предмете своего религиозного
опыта, которая обнаруживает потенцию духовности; способность к
самотрансценденции - то есть, выходу за свои пределы, пониманию, что я -
больше, чем моя психофизиологическая заданность и способность к совершению
моральных поступков.
Именно в религии, в религиозном сознании веками происходило осознание,
рефлексия, концептуализация и описание феноменов духовных ценностей и духовных
переживаний, событий трансцендирования, анализа моральных смыслов и поступков.
Поэтому, понятие “религиозности” наиболее полно и адекватно отражает суть
исследуемого феномена. В аспекте предпосылок, условий применения православных
психотехник религиозность необходимо рассмотреть в качестве ключевого фактора;
в психологической парадигме эту сторону религиозности можно назвать
“религиозными задатками и способностями”.
Вслед за множеством философов (начиная с Платона и заканчивая Л.Франком,
М.Бубером, И.Ильиным, Н.Трубецким и т.д.) и множеством психологов (начиная с
У.Джеймса и К.Г.Юнга и заканчивая А.Маслоу и представителями трансперсонального
направления психологии), осмелимся утверждать, что задатки религиозности есть в
каждом человеке. Как всякие задатки (музыкальные, интеллектуальные, т.д.) они
могут развиваться и не развиваться, быть большими или меньшими, раскрываться, и
таким образом перерастать в способности или подавляться и увядать.
Представители юнгианской, гуманистической, экзистенциальной и трансперсональной
школ психологии считают доказанным фактом существование у личности духовных
потребностей, не удовлетворение которых ведет к психологическому кризису,
фрустрации, ощущению внутренней опустошенности и озлобленности, депрессии и
стремлению компенсировать духовную пустоту разнообразными чудесными методами и
измененными состояниями. Говоря о феноменах, на наш взгляд, соотносимых с
задатками религиозности, представители этих направлений психологии используют
понятие духовного потенциала, который можно раскрывать и трансцендентных
возможностей человека, которые могут быть развиты и значительно расширены
(К.-Г.Юнг, В.Франкл, А.Маслоу, Р.Мэй, Ч.Тарт и т.д.)
Духовный потенциал, который присущ любому человеку, духовную составляющую,
которая делает из эффективного механизма - человека и можно назвать
религиозными задатками личности. В каждом человеке потенциально присутствует
способность любить (при этом, не каждый, конечно, развивает ее и познает
истинную, отдающую, бытийную, глубинную, свободную, живую и животворящую любовь
к другому, ко всем людям, ко всему живому, к Богу). В каждом человеке заложено
стремление чувствовать себя частью чего-то большего, чем он сам, чего-то
наделенного высшим смыслом и ценностью, родного ему, но превосходящего его. Это
стремление может извращаться и использоваться в корпоративных целях группы
фанатиков, а может развиваться и углубляться, становясь способностью к
самотрансценденции, или основой “молитвы о мире”. Каждый человек может стать
носителем духовных ценностей: альтруизма, благодарности и служения, - если их
задатки будут надлежащим образом развиваться. И, наконец, в каждом из людей
существует способность отличать благое от злого, и каждый может стать носителем
такого сложного образования, как совесть.
В зависимости от культуры, величины этих задатков, воспитания, жизненного пути
и энергопотенциала их носителя, они развиваются или не развиваются, принимают
ту или иную форму, предложенную культурой и избранную сами