Ви є тут

Символ Дзеркала в музиці: від метафори до метафізики образу

Автор: 
Ніколаєвська Юлія Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002791
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОБРАЗ ЗЕРКАЛА КАК ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРЫ
Целостность (мира, организма, текста) проявлена в способности каждого значимого элемента нести в себе ("отражать") свойства, смысл и память целого (атом, живая клетка, лексема).
"Культурология ХХ в. Энциклопедия"
Изложенная гипотетическая модель символа рассматривается нами как отправная точка в создании концепции символа Зеркала в музыке. Однако ее обоснование в культуре требует еще одного этапа анализа научных и литературно-художественных источников, описывающих опыт познания Зеркала в культуре.
Обозначим задачи данного раздела: вовлекая объекты искусства, связанные с зеркалом и расшифровывая его ауру, проанализировать семантические функции Зеркала, существующие в общей теории культуры, а затем обобщить и системно изложить опыт познания Зеркала, с тем, чтобы определить, насколько возможно включение его культурных ориентиров в музыкальный смысл (в нашей формулировке "символ особого рода"). Кроме того, нас будет интересовать место зеркала в культурологическом аппарате, его способность к обобщению сложноорганизованных смыслов.
В ХХ веке освоенность "зеркальных" пространств в произведениях искусства и степень его теоретической разработанности в научных исследованиях позволяют говорить о формировании философии, психологии, научной семантики и культурологии зеркала. Как "действенная" метафора "зеркало" используется в психотерапии1, как когнитивная категория - в психологии. Например, в Психологическом словаре (1985 г.) ?71? и "зеркало", и "отражение" как его свойство служит для описания понятий "рефлексия", "значение", "сознание", "наблюдение", "мышление". В новейших культурологических словарях, энциклопедиях (1998, 1999 гг.) появляются статьи о "Зеркале". Так, попытку универсализации его содержания находим в культурологической энциклопедии ?60?. Зеркало определяется трехсторонне:
- как инструмент визуальной магии;
- как мифологема отражения и альтернации реального;
- как позиция и образ проективного видения, универсалия культуры.
Теория Зеркала иерархична и в каждом виде искусств предполагает изучение специфики. В числе авторов, изучающих этот феномен, можно назвать У.Эко ("Философия зеркала", "Эссе о зеркалах"), С.Иванова ("Абсолютное Зеркало"), С. Кирсанова ("Зеркала"), А. Вулиса ("Литературные зеркала"), В. Синкевича ("Феномен зеркала в истории культуры"), А. Игнатенко ("Зеркало ислама") etc.
Особо подчеркнем, что некоторые параллели и пересечения, встречающиеся в различных источниках, неизбежны: ведь объект исследования один - Зеркало. Затрагивая эту тему, поневоле попадаешь в знакомый с детства круг образов (например, зеркала в Библии, сказках, в кэрролловской "Алисе"). Эта сфера образов практически неизменна, хотя с течением времени в культуре и происходит "нанизывание" сюжетов о зеркале. Их круг расширяется: О. Генри, М. Булгаков, Х. Борхес, М. Павич, Г. Петрович, Арсений и Андрей Тарковские. Добавляются сведения о новейших открытиях в области физики, психотерапии, истории культуры. Однако каждый исследователь неизменно ищет и находит свою "нишу" в теме Зеркала, располагающей к бесконечным интерпретациям.
В нашем обращении к теме зеркала в музыке мы, безусловно, учитывали взгляды и выводы многих исследований, которые теоретически обосновывают существования зеркала в мире культуры. Они различны по жанровой направленности и художественному результату, хотя и близки нам по объекту исследования (ведь он един - Зеркало).
Из всего многообразия исследований Зеркала в искусстве мы избрали работы А. Вулиса "Литературные зеркала" [41] и В. Синкевича "Феномен зеркала в истории культуры" [127]. Первая представляет собой литературоцентристскую концепцию Зеркала, вторая - культурологическую. И при этом каждая работа несет отпечаток личности исследователя: "публицистическая страсть" А. Вулиса и "философское эссе" В. Синкевича. В этих исследованиях Зеркало всеобъемлюще и иерархично. Ценным является и сам метод культурологического сравнения.
В книге А. Вулиса собран огромный материал по использованию образа Зеркала в литературе и живописи. Обозначая "этой метафорой и предмет, и прием, и симметричную композицию - словом, целый комплекс конкретных объектов и обстоятельств" [41, 13], автор описывает Зеркало как "феномен, материальный предмет...образ этого материального предмета, метафорическое его прочтение...логическое понятие, снимающее различие между конкретным предметом - отражающей поверхностью - и абстракцией - отражением" [41, 53]. По мнению исследователя, Зеркало выполняет не только естественные для него функции отражения предмета, но и обладает способностями созерцать, домыслить и обобщить, способностью апеллировать к умо-зрению больше, чем просто к взгляду. Зеркало "живет", совершает поступки, развенчивает, раз-дваивает, копирует, "удваивает жизнь", "помнит". Привлекая образы сказок (народных и авторских), живописные полотна Караваджо, Дали, Веласкеса, Латура, Тициана, Мане, находя и анализируя зеркало в "Дон Кихоте" и "Гамлете", "Робинзоне Крузо" и "12 стульях", "Вильяме Вильсоне" и "Алисе в стране чудес", произведениях Борхеса, Булгакова, Чаянова, разбирая их сюжетные фантазии, А. Вулис реализует собственные теоретические фантазии и показывает мировоззренческие, эстетические, этические, философские аспекты использования в культуре зеркальных явлений как "инобытия души", сплетая целую вереницу зеркальных подобий: зеркало - тень - двойничество - сон - река - Душа - портрет.
В. Синкевич рассматривает зеркало в контексте живописи (Веласкес) и литературы (Борхес, Кэрролл, Петрович, Павич, Шац, Сервантес), мифологии (восточной и славянской), философии (Маркс, Дидро, Фейербах, Гегель) и религии, в свете обыденного, исторического, научного сознаний с целью представить "многоразличность восприятия зеркала в истории культуры" [127, §7]. Автора интересуют, прежде всего, "исторические корни употребления зеркальных приемов в изобразительном искусстве, современной культуре, в истории культуры" [127,