Ви є тут

Партії і партійні системи у сучасному демократичному процесі

Автор: 
Стаценко Оксана Станіславівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002967
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Современный общественно-экономический прогресс стимулирует развитие демократического менталитета и внедрение демократических институтов. Этот процесс затронул и молодое украинское государство объявившее курс на построение демократической государственности и приступившее к его осуществлению. Практика свидетельствует, что другие страны, в аналогичной ситуации, прибегая к упрощённым версиям модернизационных технологий и, увлекаясь экстерьером демократии, сталкивались с серьёзными трудностями. С одной стороны, демократический политический [U1]процесс осуществляется на основе определенных принципов существования государства и гражданского общества. В частности, наличие более чем одной политической партии в государстве свидетельствует о некоторой степени демократичности системы. С другой стороны, понятие "демократичность политического режима" имеет широкое и, зачастую, неопределенное содержание, поэтому теоретические концепции демократического реформирования и реальная модернизационная практика могут не совпадать. В частности, многопартийная система становится эффективной и легитимной лишь в конце процесса демократического развития, а в его переходной фазе она существует в условиях жесточайшего модернизационного синдрома. Следовательно, для достижения поставленной цели исследования, необходимо проанализировать теорию и практику демократизационного процесса и определить его сущностные характеристики, которые могут служить рекуррентной моделью для установления и корректировки надлежащих политического курса и экономической линии.

2.1. Общественно-политическая мысль о природе и сущности демократии

В современном обществоведении вряд ли можно найти более популярный предмет изучения, чем демократия. Сложность изучения демократии состоит в том, что ее сущность содержится не в ней самой, а в системе общественных отношений. Поэтому приближение к истине предполагает познание не одной, а целого ряда сущностей различных сфер и аспектов общественной жизни (государства, гражданского общества, политических партий, политической культуры и др.) [122, с. 3].
Однако работам, посвященным политической модернизации или демократизации, зачастую присущ определенный телеологический оттенок. Многие из них отталкиваются, пусть неявно, от предположения о своего рода предзаданности эволюции политических систем без выяснения реальных условий и ресурсов, необходимых для движения в сторону современного демократического общества [145, с.7].
Демократия является общественной потребностью, однако эффективнсть и легитимность её внедрения зависит не столько от воли реформаторов, сколько от многих базисных условий и субъективных показателей. Политический процесс можно истолковать как установление динамического равновесия между институализованными и неинституализованными политическими акторами. Успешным итогом демократической стратегии (по крайней мере, временным) является упрочение устоев человеческих сообществ путем достижения минимального согласия между их частями [146, с. 94].
Формируясь на основе общественных отношений, демократия всегда находила теоретическое отображение в определенных учениях, идеях, концепциях, моделях. Общество постоянно ставило и ставит проблему совершенствования управления с целью установления стабильного, самоподдерживающегося политического режима в государстве, его социальной эффективности, удовлетворения потребностей населения. К этому и стремится, по сути, демократия, для этого и устанавливается. Если государство, как система, не обладает самоподдерживающейся структурой, то оно не обладает такой важной характеристикой как стабильность и риск слома, разложения этой системы существует постоянно. Демократическое государство обязано удовлетворять хотя бы первичные потребности людей: если этого не происходит, то такое государство, как правило, стоит перед потерей легитимности или уже её утратило, что опять же может привести к разрушению системы.
Демократическая организация общества предполагает наличие высокого уровня разнообразия индивидуальных и групповых интересов народа, удовлетворяемых посредством политического участия. Функционирование политических партий, эффективно действующая партийная система играют важную роль в этом процессе.
Политический аспект демократии состоит в том, что демократические принципы, формы, институты, в частности, политические партии, способствуют установлению и функционированию стабильного режима, ведут к достижению компромиссов между разновекторными интересами. Социальный аспект демократии состоит в том, что она предполагает "сравнительно высокий уровень экономического развития" [3, с. 88], поэтому удовлетворение основных потребностей населения является социальной базой демократии. Об этом свидетельствует исторический опыт на протяжении многих веков. Сам термин "демократия" состоит из двух греческих слов: demos - народ и kratоs - властвование, следовательно, это "власть народа" [133, с.153], то есть по сути участие народных масс в управлении государством.
В зависимости от того, в каком значении понимается и употребляется понятие "народ" осуществляется классификация демократии на виды. В случае, когда меньшинство подчиняется большинству при принятии и осуществлении решений и это подчинение может не иметь границ, распространяясь на любые стороны жизнедеятельности человека, то имеет место деспотическая демократия. Если же власть большинства требует полного подчинения личности и стремиться к установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля, то демократия становится тоталитарной. Антиподом таких форм правления является конституционная демократия. Она ставит власть большинства в определенные рамки, ограничивает ее полномочия и функции с помощью конституции и разделения властей и обеспечивает тем самым автономию и свободу меньшинства, в том числе отдельной личности [147, с. 13].
Необходимо учитывать и тот факт, что демок