Ви є тут

Управління диверсифікаційними процесами на підприємствах України

Автор: 
Міньковська Маргарита Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U003095
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИВЕРСИФИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

2.1. Методы исследования диверсификационных процессов. Оценка уровня диверсификации производства

Диверсификационные процессы представляют собой многогранный недостаточно исследованный аспект экономической политики как на макроуровне, так и на микроуровне. Вследствие этого, результаты проведения процесса диверсификации производственно-хозяйственной деятельности предприятия могут быть настолько разнообразны и непредсказуемы, что на стадии принятия стратегического решения - о начале и целесообразности осуществления диверсификации - вызывают определенные опасения управленческого персонала. В западной рыночной экономике диверсификационные процессы имеют многолетнюю историю, тем не менее, по мнению многих зарубежных специалистов Philippe V., Goold M., Gort M., Berry Ch., H. Markides C., знания об экономической роли диверсификации часто основываются на неподтвержденных гипотезах, информационная база для исследования процесса диверсификации зачастую несовершенна [60,61,77,80,81]. Отсутствие методологической базы для исследования такого сложного явления как диверсификация приводит к снижению уровня управленческого потенциала предприятия, является негативным фактором, влияющим на конкурентный статус предприятия. Особенно это проблема касается предприятий отечественного промышленного комплекса Украины, так как достичь эффективности производственно-хозяйственной деятельности и создать основу для развития экономико-социальной среды государства можно при применении прогрессивных рычагов управления. Анализ теоретических и практических выводов об управлении различными направлениями диверсификационных процессов, полученных в результате исследования, станет основой корпоративного развития предприятия адекватного современным рыночным условиям. В научных изданиях предлагается множество методик, исследований, анализов, основная направленность которых состоит в изучении диверсификационных процессов с качественной стороны, описании диверсификации как стратегического процесса или оценивании результата диверсификации инвестиций для управления рисками [75, с.221-245; 30, с.376-417; 76, с.431-450]. Проведенный обзор и анализ комплекса зарубежных методик позволяет сделать вывод о том, что изучение диверсификации проводится в зависимости от поставленных целей и задач, поэтому не существовало единой методики исследования и оценки диверсификации. Количественная оценка результатов диверсификации производства, которая была бы применима для отечественных производств, вообще отсутствует.
На основании эмпирического обзора предлагаемых методик зарубежных экономистов, исследующих процесс диверсификации производства, можно сделать следующие выводы:
Исследования процесса диверсификации наиболее интенсивно проводились в 60-70-е годы. Исследования имели стратегическую направленность, то есть процесс диверсификации в основном изучался как определенное направление развития хозяйствующего субъекта, касающееся сферы, средств и формы его деятельности, позиции в окружающей среде, системы взаимоотношений внутри предприятия. Существовали основные эталонные стратегии развития деятельности предприятия, одной из которых являлась стратегия диверсифицированного роста. Для их изучения применялись определенные методы при внедрении стратегических изменений: "принудительный, адаптивный, кризисный и управление сопротивлением" [2, c.488]. Для выбора метода предлагалось проводить анализ стратегических позиций предприятий, чтобы определить расхождения между "управленческой компетенцией и уровнем, необходимым для внедрения и поддержки изменений" [2, c.489]. Затем нужно было рассчитывать время воздействия изменения на предприятие для принятия соответствующих контрмер; время для принятия ответных мер ; время для адаптивной реакции. Данный расчет в комплексе способствовал выбору метода. Если > - адаптивный метод; >> - метод управления сопротивлением; - принудительный метод; < - кризисный метод.
При использовании метода "PDS" применялся один из научных подходов - маркетинговый подход, способствующий формированию понимания структуры потребностей заказчиков и клиентов. С помощью данного метода проводились исследования углубленных опросов для формулирования проблем, связанных с использованием предлагаемой продукции [29,c.210]. Это тоже актуально при выработке решения о диверсификации производства.
В 1980 году был разработан метод, получивший название "Lots", что на шведском языке означает "лоцман" [29, с.177]. Философия метода "Lots" основана на детальном, последовательном обсуждении ряда проблем бизнеса на различных уровнях и различной степени сложности: от корпоративной миссии компании в целом до индивидуального проекта внутри предприятия.
Вышеперечисленные методы являются основой стратегического анализа диверсификации. Аналитическими инструментами стратегического анализа выступают анализ закрепления, внутренний анализ, анализ приверженности, которые были разработаны консультационной фирмой BZB [29,c.188]. Анализ закрепления был предназначен для выявления соответствия цены, технических характеристик предлагаемой продукции для успеха на рынке. Внутренний анализ нацелен на выявление несоответствия внутренних возможностей предприятия и внешней действительности. Анализ приверженности способствовал выявлению положения компании на рынке.
Для определения выбора диверсифицироваться компании или принять решение о другом направлении стратегии, Б. Мильнер и Ф. Лиис надежным инструментом отбора "эталонных корпоративных стратегий считают матрицу жизненного цикла продукции и стратегий бизнеса" (табл.2.1, рис.2.1). Это матрица "Arthur D. Little" [1, с.290]. Основными переменными, определяющими спектр эталонных стратегий, в данной модели выступают конкурентная позиция фирмы и относительный возраст отрасли. Необходимо учитывать, что конкурентная позиция фирмы меняется от доминирующей - сильной - благоприятной до проблематичной и сла