Ви є тут

Управління стратегічним розвитком інтегрованих аграрно-промислових формувань

Автор: 
Ємельяненко Олена Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U003436
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
2.1. Направления и результативность трансформационных процессов в АПК

2.1.1. Оценка государственного регулирования аграрного сектора экономики

Поддержание равновесия между спросом и предложением, защита отечественного производителя и проведение структурных и социальных преобразований на селе являются основными направлениями в государственном регулировании сельскохозяйственного сектора мировой экономики. Существующие меры воздействия можно разделить на следующие классы [127]:
• меры, направленные на увеличение рентабельности сельского хозяйства, которые в свою очередь можно разделить: на меры повышения доходов селянина путем увеличения спроса (государственные закупки, программы бесплатного питания, ценовые субсидии, экспортные субсидии и т.п.) или сокращения предложения (производственные квоты, импортные тарифы); на меры снижения издержек в сельском хозяйстве (субсидирование ресурсов производства или осуществления определенной деятельности; выдача льготных кредитов);
• меры, направленные на развитие сельскохозяйственной производственной и социальной инфраструктуры, способствование развитию науки и техники, программы переобучения работников сельского хозяйства (альтернативная занятость) и т.п.
Таким образом, к основным рычагам государственного регулирования АПК можно отнести ценовую, кредитную политику, бюджетные ассигнования, налоговую систему и политику внешнеэкономической деятельности. В.П. Галушко в своей работе "Економіка світового сільського господарства" [32], анализируя рычаги государственной поддержки сельского хозяйства, важное место отводит формированию аграрных бирж, системе страхования сельскохозяйственного производства, созданию условий для конкуренции, а также активизации системы научного обеспечения АПК.
Аграрный сектор занимает важнейшее место в народнохозяйственном комплексе Украины, приоритетность развития агропромышленного производства признана официально [113]. Но, не смотря на проведение многоэтапной реформы по развитию сельского хозяйства с 1992 г., аграрный сектор не может достичь уровня 1990-го г., о чем свидетельствуют данные (см. табл. 2.1), рассчитанные на основании информации Госкомстата Украины и научных работ [136, с.167-171; 137, с.169-171; 125; 148, с.22; 134, с.23; 66; 51].
Таблица 2.1
Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах 2000 года
Показатели по всем категориям хозяйств1990г.1995г.1996г.1997г.1998г.1999г.2000г.2001г.2002г.Валовая продукция - всего, млрд.грн.104,567,861,460,354,550,755,761,462,1 в том числе: продукция растениеводства
52,4
38,4
35,0
37,2
30,8
27,6
33,6
37,8
37,2продукция животноводства52,129,426,423,123,723,122,123,624,9Произведено продукции:
на душу населения, грн.
2014
1318
1201
1190
1081
1017
1129
1269
1294на 100га сельскохозяйст-венных угодий, тыс.грн.251167151148134126145161164
Здесь нельзя не отметить явную тенденцию к спаду производства (по 1999 г. включительно) и наметившийся рост, начиная с 2000 года. Во многом данный подъем объясняется выходом 3 декабря 1999 г. Указа Президента "Про невідкладні заходи щодо прискорення реформування аграрного сектора економіки" [147], который способствовал ускорению создания рыночных форм хозяйствования в селе на основах частной собственности на имущество и землю. Результатом выхода данного указа стало реорганизация практически всех 10833 КСП, доля которых на декабрь 1999 года из всех форм аграрных предприятий составляла 64% [104]. На начало 2003 г. количество и доля действующих сельскохозяйственных предприятий по организационно-правовым формам хозяйствования составила: хозяйственные общества - 9337 (15,3%), частные предприятия - 4116 (6,7%), производственные кооперативы - 2111 (3,4%), государственные предприятия - 570 (0,9%), предприятия других форм хозяйствования - 2002 (3,3%), сельские (фермерские) хозяйства - 43042 (70,4%) [137, с.168]. Из них (не считая сельские хозяйства) убыточных - 9758 (53,8%), тогда как в 1993 г. количество убыточных сельскохозяйственных предприятий составляло - 103 единиц (1%) [85; 86].
Цель всех этапов отечественной аграрной реформы - создание благоприятной среды для всех участников аграрного сектора экономики, а также формирование эффективного собственника. Данные процессы важны, поскольку село вошло в рынок со старыми долгами, изношенной техникой и неадаптированной системой управления на фоне быстрого роста цен на оборотные и основные средства производства по сравнению с ценами конечной сельскохозяйственной продукции, отсутствия старой системы государственных дотаций, постоянных каналов ресурсного обеспечения и фондового материально-технического снабжения, трудовых десантов из городов и т.п.
Как показывают результаты экономической эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий по данным Государственного комитета статистики Украины [137, с.с.175-195, 202-208, 429-455; 134, с.36-37; 135, с.44-45], рассчитанные и предоставленные в таблице 2.2, осуществляемая государственная поддержка предприятий аграрного сектора не в достаточной мере способствует повышению их конкурентоспособности. К основным мерам государственного протекционизма отечественного аграрного сектора следует отнести:
• снижение налогового давления: внесение изменений и дополнений в 1997г. в Закон Украины "Про оподаткування прибутку підприємств", принятие в 1999г. Закона "Про фіксований сільськогосподарський податок", упрощенные модели налогообложения для малого предпринимательства, ввод ряда льгот по освобождению уплат НДС и т.п.;
• реструктуризация задолженностей по выплатам в бюджет: принятие Законов
Таблица 2.2
Основные показатели работы и развития сельскохозяйственных предприятий
Показатели1990г.1995г.1996г.1997г.1998г.1999г.2000г.2001г.2002г.Количество сельскохозяйственных предприятий