Ви є тут

Становлення інноваційної освіти в Україні

Автор: 
Марущенко Олег Анатолійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U003819
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Поле школьного образования Украины: инновационные процессы и их характеристика
В данном разделе анализ инновационных процессов, происходящих сегодня в школьном образовании Украины, осуществляется с помощью описания трёх ключевых направлений изменений - демократизация, гуманизация и рациональная организация образования.
Следует заметить, что данное разделение достаточно условно. Наверное, невозможно в современном образовании выделить какие-либо инновации, которые можно было бы однозначно охарактеризовать как демократические, гуманистические или инновации, способствующие рациональной организации. Инновационные процессы, описанные ниже, оказывают, безусловно, комплексное воздействие на состояние школьного образования. Разграничение описанных инноваций по трём выделенным в работе направлениям носит, скорее, методологический и инструментальный характер.
Отметим также, что внутри каждого из предложенных направлений инновационной деятельности была подробно описана лишь часть происходящих преобразований, а именно: ключевые инновации, те, которые, с нашей точки зрения, определяют специфику развития школьного образования, а также в большей степени характеризуют его современное состояние.
Так, среди демократических изменений в школьном образовании нами будут охарактеризованы аспекты, связанные с развитием сети учебных заведений, становлением негосударственного образования; вместе с тем, также будут рассмотрены тенденции элитаризации в поле школьного образования и обострившаяся проблема доступа к образованию. Процесс гуманизации образования будет рассмотрен в контексте взаимодействия основных агентов поля школьного образования - педагогов и учащихся. В частности, мы остановимся на особенностях габитуса современного учителя, видя в данном аспекте общей проблемы ключ к пониманию самой возможности гуманистических преобразований в поле школьного образования. Наконец, рациональный подход к организации образования будет представлен в ключе реализации инновационных стратегий по обеспечению качества школьного образования и гармонизации потребности вуза и культурного капитала как продукта школьного образования.

2.1. Демократизация и элитаризация школьного образования.
Начиная с середины 20-х годов XX-го века, в отечественной школе осуществился ряд значимых демократических преобразований. В первую очередь, необходимо отметить ликвидацию проблемы неграмотности населения, наличие свободного доступа к получению общего среднего образования, постоянное совершенствование сети учебных заведений, направленное на удовлетворение разнообразных потребностей в образовании, а также развитие профильного образования в старшей школе. Уже в независимой Украине были сделаны первые шаги по ликвидации монополии государства в сфере образования: развивается негосударственное образование, продекларирована необходимость организации децентрализованной системы управления образованием, где функции и полномочия перераспределяются между центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и непосредственно самими учебными заведениями. В настоящий момент на законодательном уровне обозначен постепенный переход от государственного управления образованием к государственно-общественному, что предполагает "открытость" образования общественному участию, различным общественным формам управления и самоуправления. Данная модель предполагает внедрение ряда инноваций в процесс управления учебным заведением, отражающих стремление к более активному привлечению общественности в дела школы. Так общее управление учебным заведением, согласно украинскому законодательству, осуществляет учредитель и государственные органы управления образованием, непосредственное управление - директор и органы самоуправления школы, в которых в равной пропорции представлены делегаты от трудового коллектива, от учащихся школ II-ой - III-й ступени (их выдвигает ученическое собрание - коллективный орган ученического самоуправления), а также от родителей (сюда входят представители от родительского собрания - коллективного органа родительского самоуправления). В промежутках между общими собраниями высшим органом общественного самоуправления выступает совет школы, куда в равных пропорциях избираются представители учащихся, родителей и трудового коллектива учебного заведения. В настоящий момент на законодательном уровне разрабатываются и другие формы возможного общественного управления школой. Одной из инноваций в скором времени станет легитимизация попечительских советов, функции которых будут заключаться не только в том, чтобы способствовать привлечению дополнительных средств, улучшению материально-технической и методической базы, заботе об участниках учебно-воспитательного процесса, но и осуществлять общественный контроль за деятельностью учебного заведения, оставаясь при этом полностью независимыми от администрации школы. Появление попечительских советов - это, безусловно, одна из важнейших инноваций по демократизации управления школьным образованием.
В структуре школы существует ещё один коллегиальный орган управления - педагогический совет, возглавляемый директором учебного заведения. Данный орган управления усиливает влияние педагогического коллектива на жизнедеятельность школы. Вместе с тем, необходимо отметить, что в стадии разработки находится проект Типового положения о родительском совете (совет действует на уровне школы) и родительском комитете (комитет действует на уровне отдельно взятого класса), что, безусловно, повысит значимость родительского участия в деятельности учебного заведения и станет некоторым противовесом педагогическому совету: работа родительских комитетов и родительского совета заключается в оказании помощи педагогическому коллективу школы [144], их решения носят, в основном, рекомендательный характер, однако в некоторых вопросах они могут быть самостоятельной значимой "силой". Так, например, родительский совет школы может обращать