Ви є тут

Знання як стратегічний ресурс сталого економічного розвитку

Автор: 
Радченко Ярослав Юрійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U000283
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
РОЛЬ ЗНАНИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЕСУРСА В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО
ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Постнеклассическое знание как научное основание исследований
устойчивого экономического развития общества
Основные ценности в общественном сознании постоянно меняются, что приводит к
смене доминирующей позиции одной сферы организации социальной жизни над двумя
остальными. Вместо первоначальной слитности общества в естественно историческом
процессе на передний план выходит политическая система (традиционное общество),
затем приоритетом становится хозяйство (индустриальное общество), в начале
нового века главенствующее место начинает занимать духовная сфера (пока мы не
касаемся социально-экономических последствий этого процесса). Это
свидетельствует о том, что происходит становление «информационного общества»
или общества знания.
Концепция устойчивого развития, одобренная международным сообществом как
повестка дня на ХХІ век, сегодня требует своего обновления, ибо условия, когда
она разрабатывалась и утверждалась, изменились. Сегодня стало понятно, что не
все тогда было учтено. Обращая внимание на эту сторону проблемы, В.Д.
Паронджанов пишет: «Данной теме (устойчивого развития – Я.Р.) посвящено большое
количество работ, в которых можно найти немало интересного. К сожалению, в
литературе ничего не говорится о проблеме улучшения интеллекта. Складывается
впечатление, что ученые считают перевод цивилизации на траекторию устойчивого
развития довольно легким делом, с которым современный интеллект без труда
справится. На мой взгляд, это глубокое заблуждение. Проблема устойчивого
развития исключительно трудна. Речь идет о деле беспрецедентных масштабов,
которое по своей сложности не имеет аналогов за всю историю человечества. Я
считаю, что нынешний интеллект слишком слаб и не имеет никаких шансов
эффективно решить столь сложную задачу» [54, с. 126]. Правда, далее он все же
признает, что «однако это не значит, будто “все плохо”. Чтобы выйти из тупика,
человеческий интеллект необходимо улучшить, т.е. сделать его более мощным и
эффективным, способным решать задачи поистине небывалой сложности, причем за
меньшее время и меньшими усилиями» [там же]. Тем самым подчеркивается, что в
современных условиях необычайно актуализируется проблема человеческого
интеллекта, а шире – проблема знания.
В теоретическом плане в данном аспекте первостепенную важность приобретает
определение знания, которое становится важнейшим фундаментальным ресурсом
общественного развития. Что же такое знание? Философский энциклопедический
словарь дает следующее определение: «знание – проверенный практикой результат
познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание
опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в
объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы,
кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться, как знание»
[55, с. 166].
Ссылаясь на М. Шелера, знание возможно определить как участие в конкретном
бытии сущего. По его мнению, знание служит, во-первых, становлению и развитию
личности, которая обладает знанием (образовательное знание); во-вторых,
становлению мира и вневременному становлению его высших принципов,
рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия и наличного бытия. Эти
принципы достигают в человеческом и в любом другом возможном знании о мире
своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не
могут достичь этого определения. Такое знание получило название
религиозно-культурологического. Оно описывает научно-культурологическую картину
мира. Аккумуляция и трансляция таких знаний производится посредствам традиций,
обычаев, обрядов и находит свое отражение в религии и хозяйственной мысли.
В-третьих, имеется цель становления – практическое господство над миром и его
преобразование для человеческих целей. Это знание позитивных наук, знание
господства и действия.
Следуя такой логике исследования, становится возможным выделить следующие
отрасли знания: образовательную, религиозно-культурологическую и
научно-практическую (преобразовательную, демиургическую).
Образовательную отрасль знания и ее современные проблемы мы рассмотрим в
третьем подразделе второго раздела.
При характеристике отрасли знания религиозно-культурологической мы сталкиваемся
с определением, что это «ценностная компонента науки» [см.55], а метаморфозы в
этой сфере меняют вид научно-практической отрасли знания и определяют
направления тенденций ее развития.
Достаточно наглядно, на наш взгляд, такие тенденции проявлялись в модели
познания, предложенной Августином, и основанной на аналогии со зрением. По
Августину, человеческий ум – это своего рода линза, связывающая предметы
интеллигибельного мира (доступного пониманию лишь с помощью интеллекта,
интеллектуального созерцания) с образом предметов внешнего мира, возникающего в
душе видящего. Человек, согласно этой теории, является посредником между мирами
духа и материи, а значит, выполняет роль линзы (предмет и его отражение в
человеческом разуме).
Актуальность обращения к положениям этой теории объясняется сегодня
необходимостью в переосмыслении ценностной компоненты самой науки и ее
эффективной коммуникации между разумом физическим и историческим, между разными
научными дисциплинами, наукой в целом и околонаучной интеллектуальной средой.
Столкнувшись с подобными проблемами в свое время, теория Августина, по мнению
А. Койре [56], в качестве искомых активных коммуникаторов использовала
достижения арабско