Ви є тут

Моделювання системи управління економічним об'єктом в структурі вищого навчального закладу

Автор: 
Палкін Ігор Георгійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U001470
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОБЪЕКТОМ В СТРУКТУРЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
От уровня организации управления зависят все конечные результаты работы ВУЗа,
поэтому в последнее десятилетие совершенствование управления экономической
деятельностью стало главным фактором прогресса. Совершенствование системы
управления экономическим объектом невозможно без применения современных средств
вычислительной техники и реализации передовых подходов в разработке и
организации информационно-аналитических систем [33].
Использование современных информационных технологий определяет необходимость
поиска эффективных механизмов управления, основанных на
экономико-математических моделях, моделях искусственных нейронных сетей,
решающих задачи прогнозирования, оптимизации и принятия управленческих решений.
Эффективность принимаемых управленческих решений в полной мере зависит от
адекватности экономико-математических моделей, которые используются в
механизмах системы управления экономическим объектом и в
информационно-аналитической системе поддержки принятия решений.
Управление ВУЗом в общем случае представляет собой планирование, контроль и
анализ ситуаций и выработку решений в различных сферах его деятельности и
зависит [33]:
от объемов средств, выделяемых из бюджетов разного уровня (государственный
бюджет, местные бюджеты, фонд научно-технического и социального развития ВУЗа,
внутренние бюджеты экономического объекта);
от структуры статей расходов и доходов, от оптимального взаимного распределения
денежных средств по этим статьям с учетом классификации бюджетов;
от качества организации процессов анализа, планирования и учета финансовых
ресурсов по договорной деятельности экономического объекта;
от квалификации персонала и уровня его исполнительской дисциплины, организации
эффективной работы сотрудников, целенаправленного воздействия руководителей на
персонал в интересах решения стоящих перед ним задач, обеспечивающих реализацию
миссии и возрастание доходов экономического объекта и ВУЗа.
Из множества экономических объектов ВУЗа выделяется жилищно-коммунальный сектор
социально-бытовой сферы деятельности, представленный центром ответственности –
«Студенческий городок», как недостаточно освещенная область в
научно-исследовательских работах, и наиболее подверженная влиянию современных
экономических реформ в области финансирования и налогообложения ВУЗа.
В этом разделе рассматриваются модели распределения денежных средств по статьям
затрат в бюджете ВУЗа с учетом специфики жилищно-коммунального сектора
социально-бытовой сферы деятельности, которые позволяют решать задачи
бюджетирования и обеспечивать эффективное использование ограниченных средств
ВУЗа; модель формирования финансовых ресурсов, учитывающую договорную
деятельность экономического объекта «Студенческий городок» для оперативного
управления платежами, эффективного распределения свободных денежных ресурсов, а
также модели управления персоналом, основанные на рейтинговой оценке
исполнительской дисциплины.
2.1. Модель распределения денежных средств по статьям затрат в бюджетах
экономического объекта «Студенческий городок»
В современных рыночных условиях финансовые отношения приобретают первостепенное
значение при управлении ВУЗом. В связи с переходом к рыночным отношениям ВУЗ
представляется в виде объединения центров ответственности, которым делегируются
определенные полномочия в сфере распределения и управления финансовыми
ресурсами. Поэтому одной из наиболее важных в системе управления ВУЗом является
задача бюджетирования и, соответственно, разработки подсистемы бюджетирования
[33].
Бюджетирование – это процесс составления и исполнения бюджета, который
представляет собой финансовое, количественно определенное выражение
маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей,
поставленных ВУЗом [94].
Бюджет представляет собой финансовое, количественно определенное выражение
маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения
поставленных целей [62].
Система бюджетирования включает комплекс взаимосвязанных методов, средств, форм
и организационных структур, обеспечивающий формирование эффективных
экономико-финансовых планов, управленческих решений и достоверной системы
отчетности, направленных на достижение целей, поставленных перед ВУЗом.
Определяя будущие действия, бюджетирование призвано не только выявить
финансовые возможности экономического объекта, но и найти эффективные
направления их использования. Процесс бюджетирования включает в себя два этапа
[87]:
определение целей экономического объекта и составление бюджетов, отражающих его
финансовые и количественные показатели;
контроль за достижением планируемых показателей, определение отклонений,
выявление их причин и выработка управленческих решений, направленных на
стабилизацию ситуации.
Высшее учебное заведение, как финансовая система, в своей
финансово-хозяйственной деятельности опирается на систему бюджетов, которая
является основой системы контроллинга и позволяет оценить эффективность
управленческих решений, наметить пути развития его экономических объектов,
избежать возникновения кризисных ситуаций.
Финансовой базой ВУЗа являются бюджеты его центров ответственности. Бюджетный
процесс — это процесс формирования доходной части бюджета и процесс
распределения бюджетных средств по различным направлениям. Одна из задач
руководства любого центра ответственности — рациональное распределение
бюджетных средств по различным направлениям для