Ви є тут

Елегія в музиці: досвід жанрового моделювання (на матеріалі творів російських та українських композиторів ХІХ-ХХ ст. )

Автор: 
Курчанова Оксана Валеріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U002012
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
ЭЛЕГИЧЕСКОГО ЖАНРА
2.1. Система понятий и категорий жанрового анализа
Обзор музыковедческой литературы позволяет говорить о недостаточной степени
раскрытия специфики элегического жанра. Нельзя согласиться с тем, что элегия до
сих пор остается на периферии внимания современных исследователей. Как правило,
она предстает как жанр камерно-вокального творчества. Однако данная оценка не
отражает многогранность историко-стилевой динамики элегического жанра.
Задача данного подраздела – обоснование предлагаемых в работе терминологических
дефиниций.
Поскольку жанр элегии (объект нашего исследования) является семиотическим
объектом, мы воспользуемся текстологическим анализом, позволяющим выстроить
уровень жанровой парадигматики. В данной работе мы опираемся на устоявшуюся
музыковедческую терминологию и весь интонационно-слуховой опыт слушательского
восприятия.
Итак, в семиотическое описание музыкальной элегии мы включаем взаимодействие
психологии, семантики и поэтики жанра. Объединение всех уровней в целостность
(системное единство) определяет жанровую парадигму элегии как феномена
культуры.
Опыт моделирования жанра как целостной структуры опирается на двухвековой
историко-временной диапазон отечественной музыкальной элегии. В связи с этим
представляется необходимым дифференцировать различные этапы его исторической
экзистенции. С одной стороны, типовые особенности позволили выявить
историческую преемственность жанра – жанровый инвариант, с другой – его
перспективу – индивидуально-стилевые трансформации внутри жанровой парадигмы.
Начнем с характеристики исторических этапов развития жанра.
Начальный этап исторического становления жанра в русской музыкальной культуре
30-40-х годов ХІХ века ознаменован формированием устойчиво повторяемых
признаков элегии, совокупность которых мы обозначили термином жанровый
«генотип». Этимология слова двусоставна: корень «ген» (по аналогии с
биологическими процессами в живой природе) позволяет рассмотреть жанр как
«совокупность всех наследственных факторов организма» [163, с.121]; «тип»
свидетельствует о выработке устойчиво повторяемых мелодических интонаций и
других жанровых признаков, закрепленных у разных авторов под одним жанровым
именем.
Второй этап исторического развития элегии, условно «классический», представляют
те образцы жанра второй половины ХІХ – начала ХХ вв., в которых
типизированность проявляется не только на интонационном уровне, но прежде всего
во взаимодействии более высоких уровней – композиции и драматургии. Именно в
классических образцах элегического жанра вырабатывается жанровый инвариант как
органичное единство трех уровней: интонации, композиции, драматургии.
Третий этап исторического развития (условно с 20-х годов ХХ ст. до настоящего
момента) обозначен в данной работе термином «авторская концепция» жанра. Он
отражает взаимообусловленность иного рода, более высокого порядка
художественной типизации, а именно – жанра и стиля. Композиторские новации
ХХ в. неоднократно становились причиной преобразования жанровых канонов.
Образцы наиболее глубоких жанровых трансформаций, приводящие к крайней
дистанцированности от жанрового инварианта элегии или от жанрового генотипа
определяются термином «quasi-жанр».
Наряду с явлением «quasi-жанра» стабильно функционируют произведения,
основанные на жанровом клише как проявлении «жанроустойчивой» силы. Благодаря
им сохраняется «память жанра» (по М. Бахтину), поддерживается слушательская
установка на его восприятие, способствующая «узнаванию» элегии в различных
стилевых контекстах. В данной работе такая жанрово-стилистическая модель
охарактеризована термином «стилизация жанра».
Предлагаемая в работе дефиниция элегии в музыке обобщает опыт
историко-стилевого развития жанра, отражает его специфику и предстает в
системном единстве.
В широком значении «элегия» – это тип музыкального произведения с авторским
жанровым именем «элегия»; в специальном значении элегия предстает
художественной системой жанровой типизации, все уровни которой направлены на
раскрытие образа Человека Элегического. Содержание термина раскрывают ряд
взаимообусловленных компонентов: генетическая связь с поэзией (влияние
семантики и метрики поэтического текста); камерный тип музицирования: романс
или небольшая инструментальная пьеса; особый «элегический тон» (Б. Асафьев),
основанный на специфическом жанрово-интонационном комплексе; типичный круг
образов и сюжетов, организующих особую жанровую семантику, а также психологию и
поэтику жанра, репрезентирующих образ Человека Элегического.
Элегия как семиотический объект музыкальной культуры представляет собой
знаковую систему, ментальная структура которой хранит «память жанра». На вопрос
о способах передачи «генетического кода» и его сохранения отвечают такие
понятия как «жанровый генотип», «жанрово-интонационный комплекс» и «жанровый
инвариант»:
Жанровый генотип – иерархическая структура для отражения процессов типизации на
всех уровнях организации элегических произведений первого этапа исторического
генезиса жанра (30 - 40-е годы ХІХ ст.);
Жанрово-интонационный комплекс – совокупность типизированных интонаций как
носителей элегической выразительности.
Жанровый инвариант элегии представляет собой трехуровневую иерархическую
систему, ядром которой является жанрово-интонационный комплекс; на его основе
формируется тип композиции и тип драматургии жанра.
Авторская концепция жанра отражает степень историко-стилевой дистанцированности
конкретного произведения с жанровым именем «элегия» от жанрового