Ви є тут

Роль неформальних інститутів в перехідній економічній системі

Автор: 
Укіс Юлія Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U002075
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
2.1. Роль национально-религиозных традиций в формировании и развитии
хозяйственных систем
Опыт проведения реформ в на постсоветском пространстве дает яркие свидетельства
того, что хозяйственная система является порождением национальной культуры.
Подавляющее большинство экономических и других реформ, проводимых в Украине, по
сути направлено на изменение множества осуществимых трансакций, а затем и на
уменьшение объемов трансакционных издержек. Их проведение без учета
национально-хозяйственных традиций во многом потерпело крах.
В последние десять-пятнадцать лет в странах с переходной экономикой (в том
числе Украине) экономические трансформации происходят с калейдоскопической
быстротой. То, о чем еще несколько лет назад знал лишь узкий круг
специалистов-международников, научных работников, что доходило до граждан лишь
в виде журнальных и газетных зарисовок из жизни далеких стран, теперь
воспринимается как должное – рынок, банки (по состоянию на 1 марта 2005 г. в
Государственном реестре банков числится 185 банков [103]), биржи (количество
бирж возросло с 1992 по 2005 г. почти в 7 раз (см. табл. 2.1.), частные фирмы
(их удельный вес среди прочих субъектов хозяйственной деятельности достиг 30%
(см. рис. 2.1.), многообразие форм собственности (данные об объектах,
изменивших форму собственности представлены в табл. 2.2.), Президент,
многопартийность (по состоянию на 1 января 2004 г. в Украине зарегистрировано
96 политических партий и 1882 гражданских объединений [138, с. 31]). Все это –
экономические и общественно-политические институты, импортируемые в последние
десятилетия в подавляющее большинство развивающихся стран и стран с переходной
экономикой.
Таблица 2.1.
Динамика количества бирж в Украине
(на начало года)
Всего зарегистри-ровано
Универсальные
Товарные и
товарно-сырьевые
Агропро-мышленные
Фондовые биржи и их филиалы
Другие
1992
66
22
22
10
1995
91
23
24
14
22
1996
88
19
25
14
21
1997
191
46
54
23
24
44
1998
223
46
75
25
24
53
1999
300
62
111
29
27
71
2000
365
88
146
28
26
77
2001
386
97
157
31
27
74
2002
429
113
176
32
27
81
2003
459
118
201
31
27
82
2004
493
119
227
34
29
84
2005
458
115
244
30
19
50
* По материалам Государственного комитета статистики Украины [104].
Процесс «прививки» испытанных в других странах институтов на вроде бы
благодатную для этого почву новых «emerging markets» еще далек от завершения.
Успешно функционирующие в развитых странах формальные институты, будучи
перенесенными на нашу почву, дают «сбои» в своей работе, либо вообще не
приживаются. Мы полагаем, что одна из причин этому – игнорирование
человеческого фактора. Проведение любых реформ - проблема не только
законодательная и технологическая, но и психологическая. Долгое время было
распространено мнение, что для рынка безразлично, на каком человеческом
материале он строится, что его «невидимая рука» приводит всех к «общему
знаменателю». Жизнь свидетельствует, что это не так. Экономическая система
находится в непосредственной зависимости от экономического поведения субъектов,
действующих в ней, от их решений. М. Сперанский еще в 1802 г. отмечал: «Одно из
главных правил лиц управляющих должно быть знать свой народ, знать время…»
[Цит. по 22, с. 27].
Рис. 2.1. Распределение субъектов хозяйственной деятельности по формам
собственности на 01.01.2004 г. [Источник: 139, с. 10].
Задача данной главы – определить круг неформальных институтов, влияющих на
экономическое поведение людей, выявить основные черты украинского
экономического менталитета, проанализировать факторы, под влиянием которых
происходило его формирование. Кроме того, будет сделана попытка объяснить
несоответствие некоторых неформальных институтов, традиционных для Украины,
проводимым реформам и определить пути преодоления этих несоответствий.
Таблица 2.2.
Количество объектов, изменивших форму собственности
В целом по
экономике
В том числе
государственной формы собственности
коммунальной формы собственности
Всего, единиц
96549
25060
71489
В том числе по годам
1992-1993
3593
1624
1969
1994
8249
2731
5518
1995
16212
4098
12114
1996
19430
4501
14929
1997
8488
1878
6610
1998
5365
1681
3684
1999
5173
1485
3688
2000
5184
1584
3603
2001
6020
1554
4466
2002
6144
1458
4686
2003
6533
1400
5133
2004
6155
1066
5089
* По материалам Государственного комитета статистики Украины [104].
В разное время рыночные реформы проводились во многих странах, среди которых
нынешние экономические гиганты: Германия, Япония и другие государства
Юго-Восточной Азии. Причину гораздо более высокой степени их успеха, чем
удалось достичь с помощью рыночного реформирования в Украине, многие учёные
видят в том (и они совершенно правы), что к моменту начала проведения реформ в
этих странах уже в какой-то мере существовала рыночная экономика, то есть
осуществлялся ряд рыночных трансакций, имелись различные формы собственности:
частная, корпоративная, акционерная; зачатки рыночной инфраструктуры:
банковская система, биржевые институты и т. д. Однако, механизм рыночной
конкуренции при этом был ограничен или даже подавлен наличием
гипертрофированного неэффективного государственного сектора или господством
командных методов управления [см. 129, с.49], что значительно увеличивало
объемы издержек для трансакций рыночного характера и делало осуществление
многих из них вовсе невозможным.
Отличие усло