Ви є тут

Організхація та бойове застосування винищувальної авіації Військово-Повітряних сил Радянського Союзу і Германії 1940-1945 рр.

Автор: 
Заборовський Віталій Віталійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U003018
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ
2.1. Взгляды командования Советского Союза и Германии на боевое применение истребительной авиации
Накануне войны в Советском Союзе достаточно глубоко была разработана теория оперативного применения Военно-Воздушных Сил в будущей войне [44]. Первые операции второй мировой войны позволили советскому командованию уточнить содержание начального периода войны, его значение для хода и исхода вооруженной борьбы. Начальный период рассматривался как отрезок времени, проходивший от начала военных действий до вступления в сражение основной массы Вооруженных Сил страны [45]. Советское военное руководство предполагало, что в случае возникновения войны между такими державами, как СССР и Германия, стороны начнут боевые действия лишь частью сил. Поэтому отражение вторжения агрессора должны будут осуществлять армии прикрытия, сосредоточенные у западных границ СССР, при поддержке авиации. Главные же силы под прикрытием первого оперативного эшелона будут завершать стратегическое развертывание, мобилизуя людские резервы и материально-технические средства, сосредоточивая объединения в местах их развертывания. Эти взгляды обуславливались расчетами на то, что Германия начнет стягивать свои основные силы к границам СССР только с началом войны и сумеет их развернуть на 10-15-й день от начала сосредоточения.
Таким образом, предполагалось, что содержанием боевых действий в начальный период войны явится ведение упорной обороны на государственной границе, опиравшейся на полевые укрепления, с целью не допустить противника на нашу территорию и обеспечения времени для отмобилизования главных сил. Затем следовало нанесение мощного контрудара, который должен был отразить наступление противника и перенести боевые действия на его территорию [46]. Этим должно было осуществиться достижение полного разгрома противника и решительной победы над ним "малой кровью". Возможность отхода войск в глубокий тыл страны категорически отрицалась.
Разработкой вопросов применения авиации в ходе боевых действий начального периода войны занималось оперативное искусство ВВС. Советская военная наука учитывала, что авиации предстоит играть крупную роль в борьбе за завоевание господства в воздухе и в содействии сухопутным войскам и Военно-Морскому Флоту в проводимых ими наступательных операциях [47]. В проекте Полевого устава РККА было записано: "Авиация обладает мощным вооружением, большой скоростью полета и большим радиусом действий. Она является могущественным средством поражения живой силы и технических средств противника, уничтожения его авиации и разрушения важных объектов. Авиация действует в оперативной и тактической связи с наземными войсками, выполняет самостоятельные воздушные операции по объектам в глубоком тылу противника и ведет борьбу с его авиацией, обеспечивая господство в воздухе [48, С. 23-24]". Особое внимание со стороны командования и штаба ВВС уделялось разработке вопросов участия авиации в наступательных операциях, в первую очередь в глубоких операциях. Согласно теории глубокой наступательной операции, наступление войск должно "носить характер подавления всей оборонительной полосы с последующим прорывом, окружением и уничтожением противника [49,С. 136]". Считалось, что одновременный мощный удар пехоты, танков, артиллерии и авиации позволит взломать вражескую оборону на всю ее тактическую глубину, а последующий ввод в прорыв подвижных соединений (механизированных и кавалерийских) при активной поддержке авиации с воздуха в сочетании с решительными действиями в тылу противника воздушных десантов обеспечат окружение и уничтожение противника [50]. Предполагалось, что Военно-Воздушные Силы в этих операциях будут решать следующие боевые задачи: завоевание господства в воздухе, содействие сухопутным войскам в прорыве тактической зоны обороны противника, прикрытие войск и объектов тыла от ударов с воздуха, нанесение ударов по оперативным, стратегическим резервам и объектам в тылу противника, обеспечение ввода в прорыв эшелона развития успеха, поддержку воздушных десантов, снабжение своих войск по воздуху и ведение воздушной разведки [51].
Борьбу с авиацией противника рекомендовалось вести следующими способами - уничтожением авиации противника на аэродромах с одновременным ударом по его тылам, фронтовым базам, ремонтным службам, складам горючего и боеприпасов и уничтожением вражеской авиации в воздушных боях. Согласно предвоенным взглядам, самостоятельные воздушные операции Военно-Воздушных Сил подразделялись на стратегические и оперативные [52]. К первым относились воздушные операции, проводимые Верховным Главнокомандованием в интересах войны в целом. Они направлялись против важнейших военных, экономических и политических центров противника и имели целью подорвать его военно-экономическую мощь, дезорганизовать работу тыла, нарушить государственное управление и связь, морально подавить население и армию [53].
В интересах сухопутных войск и военно-морских сил предусматривалось проведение воздушных операций оперативного значения. Основными целями их являлись: разгром противостоящих авиационных группировок; срыв маневра (сосредоточения) войск противника; поражение его оперативно-стратегических резервов; ослабление военно-морских сил и разгром крупных вражеских морских десантов [54].
Значительное влияние на исход боевых действий в начальном периоде войны должны были оказать результаты борьбы за господство в воздухе. Так, на заседании Главного Военного совета в декабре 1940 года начальник Главного управления ВВС РККА генерал-лейтенант авиации П.В. Рычагов подчеркивал, что без завоевания господства в воздухе в последующем невозможно будет надежно подготовить наступление фронта, быстро и планомерно осуществить прорыв укрепленной полосы противника, развить успех в гл