Ви є тут

Методи, моделі і алгоритми оптимізації автоматизованого планування і управління промисловим виробництвом

Автор: 
Кухаренко Сергій Вікторович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U003384
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Разработка метода стратегического планирования производства в условиях неопределенности и риска

Процесс стратегического планирования связан [40] с разработкой и принятием решений по выпуску новых видов продукции, предложениями новых услуг, увеличением новых сегментов рынка, созданием и расширением новых технологий, привлечением новых капиталов, расширением социальных возможностей рабочих.
Решению проблем, что возникают, повышению экономической эффективности хозяйствования способствует аргументированная стратегия развития предприятия. Большинство предприятий все больше зависят от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена их потребность в средствах производства; какую ценовую политику проводят поставщики средств производства, финансовые организации (кредиторы), от кредитов, которых зависят предприятия; конкурентов, которые проводят свою политику на рынке; государственных органов, которые прямо или косвенно влияют на деятельность предприятий. Введение новых законов, изменение ставок налогов могут кардинально изменить положение и стратегию предприятия. В этих условиях аргументированная стратегия предприятия позволяет:
- определить направление поведения предприятия на рынке с учетом условий внешней среды;
- оценить конкурентоспособность и стратегические конкурентные преимущества предприятия;
- сформировать глобальную цель деятельности предприятия;
- определить ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей его деятельности и обеспечить их более эффективное использование.
Предлагаемый нами метод стратегического планирования, направленный на решение комплекса задач включающего: анализ рыночной ситуации, прогнозирование потребности в продукции предприятия на перспективу в целом по рынку; построение уровней развития промышленного производства по видам деятельности и прогноза их на перспективу; формирование матрицы "прибыли и потерь" для оценки предполагаемых результатов, принимаемых решений по выбору стратегии развития производства; выбор рациональной стратегии развития производства в условиях неопределенности и риска; определение стратегии на перспективу.
Этим самым обеспечивается комплексный подход к процессу формирования стратегии развития промышленных предприятий, позволяющий повысить эффективность их работы в рыночных условиях.
Анализ рыночной ситуации для промышленных предприятий связан с анализом конкурентной среды в отрасли. На его основании оценивается динамика объемов продаж по стратегической группе конкурентов за ретроспективный период, анализируется структура производимых видов продукции с определением занимаемых ими долей на рынке, что базируется на статистической информации и методах экспертных оценок.
Прогнозирование потребности в продукции предприятия на перспективу основано на оценке степени значимости факторов, оказывающих влияние на формирование спроса и зависимости между ними. Для этого используется метод многофакторного регрессионного анализа, основная цель которого состоит в обнаружении скрытых общих факторов, объясняющих связи между наблюдаемыми признаками (параметрами) объекта.
Построение уровней развития промышленного производства на перспективу базируется на анализе наиболее и наименее перспективных видов его деятельности и рыночной ситуации с учетом положения предприятия на рынке и характера поведения конкурентов. Уровни развития производства позволяют определить область допустимых решений (ОДР) его развития на перспективу, в рамках которой будет развиваться исследуемый объект промышленности по определенной траектории в соответствии с выбранной стратегией. Определение ОДР развития производства рекомендуется формировать экспертно, учитывая критерии, характеризующие перспективы роста субъекта хозяйствования: объем продаж, доход, долю на рынке, скорость роста рынка, определяемую темпом роста объема потребительского спроса.
Нижний уровень развития производства отражает наихудший вариант развития событий, задается на основании анализа доли рынка, занимаемой промышленным предприятием в общем объеме продаж, и возможной динамики развития стратегической зоны хозяйствования, исходя из прогнозированных тенденций потребительского спроса продукции , в т.ч. предпосылок, что каждый из конкурентов попытается удержать свою позицию, может быть определен как
где - базовый год, с которого начинается планирование;
- установленная доля рынка предприятия по определенному виду продукции в базовом году;
- период планирования.
Верхний уровень развития производства характеризует лучший, максимально желаемый вариант развития, формируется исходя из возможности максимально допустимого расширения доли рынка промышленного предприятия при тенденции к росту объема сбыта продукции на рынке, на перспективный период, при условии, когда конкуренты не проявляют активности в обеспечении прироста объемов производимой продукции, определяется из выражения
где - коэффициент максимально допустимого для предприятия увеличения доли рынка с учетом его внутренних возможностей и имеющихся средств для финансирования капитальных вложений, направляемых на его развитие.
Определение вариантов развития производства осуществляется на базе формирования в ОДР для каждого временного периода планирования подуровней развития и стратегий , соответствующих каждому подуровню.
Формирование матрицы "прибыли и потерь" основано на оценке прогнозируемых результатов различных стратегий развития производства в зависимости от возможного изменения ситуации на рынке, которые характеризуются определенным уровнем прибыли или убытка и зависят от степени влияния: конкуренции между субъектом промышленности на рынке, оказывающей влияние на возможность реализации продукции; уровня цены на изменение величины спроса, а следовательно, на выручку от реализации продукции; изменения объема реализации на издержки