Ви є тут

Проблема становлення особистості в російській автобіографічній прозі початку ХХ століття (В.Короленко і М.Горький)

Автор: 
Дудюк Леонід Петрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U003905
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
Автобиографические принципы и приемы изображения внутреннего мира личности в "Истории моего современника" В.Короленко и в "Детстве",
"В людях", "Моих университетах" М.Горького
Наблюдения писателей за внутренним миром человека известны издревле, но активное развитие эпических жанров, в которых изображались чувства, мысли, переживания, началось в западноевропейской литературе в ХVIII веке, в русской - этот процесс начинается в ХIХ в. с зарождения жанра романа и психологизации прозы. Чувства, мысли, переживания литературного героя стали характерными не только для лирики, но и для эпических жанров. Например, М.Лермонтов заметил: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой, и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление" [120, с. 50].
Изображение внутреннего мира человека стали называть психологизмом, психологическим анализом. В русской критике о психологизме первым заговорил Н.Чернышевский ("Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н.Толстого"). Возникло новое направление в литературоведении, названное психологическим. Литературоведы чаще обращались к анализу внутреннего мира героев Л.Толстого и Ф.Достоевского, в творчестве которых глубже, чем у других писателей, изображены тайны души человека. Анализируя роман-эпопею "Война и мир", Н.Страхов заметил: "Не только историческая, но и всякая человеческая жизнь управляется не умом и волею, т.е. не мыслями и желаниями, достигшими ясной сознательной формы, а чем-то более темным и сильным, так называемою натурою людей" [121 с. 287].
В ХХ веке появился целый ряд литературоведческих работ, посвященных психологизму русской литературы. М.Бахтин, подытоживая мысли об особенностях изображения человека в мировой литературе, утверждал, что в древние времена люди представляли внутренний мир друг друга одинаково, личность не индивидуализировалась, поэтому и в литературе изображались чувства одинаковые для всех. "Точка зрения на себя самого полностью совпадала с точкой зрения на него других" [122, с. 477], - утверждал ученый.
А.Скафтымов у Достоевского увидел тенденцию иррационального внутреннего мира его героев: "Так бывает у Достоевского чаще всего: почувствовалось и сделалось, а до сознания еще не дошло" [123, с. 82].
Иной подход к понятию психологизма высказал А.Б.Есин, он как бы подыто-жил исследования многих литературоведов. Исследователь сравнивает высказывания литературоведов и психологов о мыслях, желаниях, переживаниях литературных героев. Он утверждает, что "изображение же внутреннего мира человека - психологизм в собственном смысле слова - представляет собой способ построения образа, способ воспроизведения и осмысления того или иного жизненного характера; такой психологизм принадлежит к области формы, характеризует стиль, стилевое своеобразие произведения" [124 с. 10].
Л.Гинзбург видела зарождение русской психологической прозы в литературных кружках 1830-1840 годов (А.Герцен, И.Тургенев, Ф.Достоевский). Она утверждала, что общественные идеи, философские мысли становились литературными тенденциями, содержанием русского романа второй половины ХIХ века. "Идеологичность, стремление философски осмыслить все явления действительности, напряженный и требовательный анализ и самоанализ, в котором начало психологическое неотделимо от морального и гражданского ... станут впоследствии тенденциями русского романа второй половины XIX века" [4, с. 35]. В этом суть психологической прозы. Автобиографические произведения стали ее неотъемлемой частью.
Таким образом, психологизм тесно связан с пониманием общественной ценности и неповторимости личности. В эпоху становления демократической культуры, когда духовное богатство и нравственная чистота личности становятся общественным идеалом, внутренний мир человека является содержанием художественного произведения, а психологический анализ - формой раскрытия характера литературного героя.
В литературоведении нет единого мнения о том, как создаются образы героев в беллетристике и в автобиографических произведениях. На наш взгляд, Ю.Андреев не учитывает своеобразия автобиографических жанров, когда утверждает, что "документальные образы создаются и живут по той же логике, что и все художественные образы" [125, с. 40]. Приемы изображения духовного роста, становления личности в автобиографической прозе отличаются от приемов в беллетристике. В автобиографической прозе есть свои традиции художественного изображения внутреннего мира человека. Возможности создания образа здесь несколько сужаются, поэтому писатель должен владеть иными изобразительными средствами для решения поставленной задачи.

2.1. Замысел, отбор и переосмысление фактов из жизни писателей как принцип автобиографизма
Об особенностях отбора жизненного материала мемуаров и художественных автобиографий сами писатели высказывались по-разному, каждый по-своему включал в повествование те или иные факты, которые соответствовали его замыслу. Но всем присущ главный принцип - говорить правду. Н.Морозов писал: "Я рассказываю здесь всю свою жизнь с ее радостями и печалями, с успехами и неудачами" [126, с. 84]. По-иному подходил к отбору материала И.Е.Репин. О поре детства он вспоминает: "Из нее я буду вспоминать, что мне нравилось, а неважное буду обходить" [127, с. 68]. В.Вересаев о врачебной этике желает также рассказать правду: "Постараюсь писать все, ничего не утаивая, и постараюсь писать искренне" [128, с. 255]. Д.Н. Овсянико-Куликовский ставил иную цель: написать не автобиографию, а "...дать психологический анализ своего внутреннего мира в его развитии. Из материала своих разновременных переживаний я выбираю лишь те, которые могли бы... представить некоторый общий интерес. Все слишком интимное и частное я исключаю" [129, с. 306]. Воспоминания - это не точное воспроизведение прошлого. Соглашаемся с мыслью С.Л.Рубинштейна, кото