Ви є тут

Державне регулювання енергозбереження в багатоукладній економіці

Автор: 
Овсієнко Ольга Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U004109
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
2.1. Необходимость и сущность государственного регулирования энергосбережения в
многоукладной экономике
Обеспечение нормального и устойчивого функционирования любой экономической
системы практически немыслимо без участия государства. Однако до сих пор так и
не выработано единого мнения о том, в каких пропорциях должно сочетаться
государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления
государственного вмешательства. Отсюда – широкий спектр теоретических воззрений
и сопутствующих им практических подходов – от полного государственного
монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического
либерализма, когда утверждается, что экономика может быть эффективной только в
условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.
Многообразие задач, стоящих перед государством в рыночной экономике,
проявляется через выполняемые им функции, к которым в экономической теории
принято относить: создание и регулирование правовой основы функционирования
экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики
макроэкономической стабилизации; воздействие на размещение ресурсов;
деятельность в сфере распределения доходов [2; 15; 17; 113; 129].
Государственное вмешательство в экономику не дублирует и не ущемляет
основополагающих функций рынка. Государство не замещает, а дополняет рыночный
механизм, помогая его развитию и совершенствованию, а также возмещая, сглаживая
и упреждая его провалы. Поэтому содержание большинства функций обусловлено
несовершенством рыночного механизма, когда рыночная координация либо не
обеспечивает эффективного использования ресурсов (производство общественных
благ, побочные эффекты), либо влечет дифференциацию доходов и социальную
незащищенность, либо не справляется с периодически возникающими кризисами.
Следует отметить, что функции государства в экономике тесно переплетаются в
реальной хозяйственной действительности и воздействуют на экономическую
ситуацию комплексно.
Развитие рыночной экономики во 2-й половине XX – начале XXI столетия выявило
четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и
усиления его роли в экономической сфере (табл. 2.1). Из таблицы видно, что если
в 60-е гг. объем госрасходов в развитых странах составлял порядка 30% ВВП, то к
началу XXI века он увеличился в среднем на 10%. Прежде всего это было связано с
возросшей необходимостью сглаживания макроэкономических диспропорций,
поддержания динамичных темпов экономического развития. С другой стороны,
усилению позиций государства в экономической сфере способствовал начавшийся
переход от индустриального к постиндустриальному обществу, сопровождающийся
ускоренным развитием системы социального обеспечения и наращиванием инвестиций
в сферу образования [124; 157; 163; 213; 237].
Таблица 2.1
Доля государственных расходов (1) и социальных трансфертов (2) в ВВП, % [251,
с. 5]
Страна
1913
1960
1980
1990
1999
2
Германия
14,8
32,4
18,1
45,1
20,5
43,3
21,0
45,0
22,0
Франция
17,0
0,8
34,6
13,4
46,5
23,2
49,1
25,6
51,4
28,2
Италия
11,1
0,0
30,1
13,1
34,3
18,4
43,3
22,0
46,7
22,7
Великобритания
12,7
1,4
32,2
10,2
39,9
13,9
41,8
15,0
40,3
16,8
Швеция
10,4
1,0
31,0
10,8
57,6
23,5
64,6
25,9
62,8
28,1
США
7,5
0,6
27,0
7,3
32,7
11,9
33,7
12,4
36,0
13,9
Япония
8,3
0,2
17,5
4,0
28,1
12,0
34,7
12,9
31,2
17,6
Однако, несмотря на эту, достаточно четкую, тенденцию, для развития рыночной
экономики характерны постоянные колебания от периодов расширения роли
государства в экономике к периодам его относительного сужения и наоборот. В
экономической науке до сих пор нет единого мнения по вопросам государственного
вмешательства. Множество влиятельных в настоящее время экономических школ
(прежде всего неолиберального толка) последовательно отстаивают принцип
невмешательства в хозяйственную жизнь. Другие, не менее авторитетные, ратуют за
широкое участие государства в экономике (кейнсианство, институционализм). Среди
экономистов постоянно идут споры о том, решение каких проблем следует оставить
рынку, а какие возложить на государство.
Не является исключением и проблема рационального использования ресурсов, в том
числе и энергетических, где аргументов “за” и “против” государственного
регулирования более чем достаточно. Противники государственного регулирования
энергетической эффективности опираются на одно из общепризнанных достоинств
рыночной системы – способность обеспечивать рациональное расходование всех
видов ресурсов. Имея в качестве ориентира глобальный критерий эффективности –
объем прибыли, каждый из участников рыночного процесса стремится к снижению
собственных затрат, в том числе за счет более экономного использования
производственных ресурсов. Эта функция рыночной системы дает основание ряду
авторов считать рынок самодостаточным механизмом при решении проблемы
энергосбережения и тем самым обосновывать нецелесообразность государственного
вмешательства в этот процесс [41; 99; 241].
Принимая такую постановку проблемы на уровне общей закономерно­сти, мы
сталкиваемся с представляющим не только теоретический интерес, но и имеющим
практическое значение вопросом. Если рыночные регуляторы само­достаточны, то
почему энергоемкость ВВП и удельные затраты энерго­носителей растут, несмотря
на то, что в отечественной экономике сложился классический набор условий,
способствующий их снижению (в частности имеется в виду многократный рост цен и
выход их н