Вы здесь

Державне регулювання розвитку соціальної інфраструктури

Автор: 
Опрітова Кристіна Анатоліївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
3405U004451
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ

2.1. Типы и отличительные особенности основных социальных моделей

Социально-экономическая политика, проводимая государством Украины в настоящее время, базируется на экономической парадигме1. Суть ее состоит в том, что социально- экономические проблемы являются лишь издержками, обусловленными социальными требованиями к удовлетворению потребностей населения, нагрузкой на экономику, сужающей возможности ее интенсивного роста. В рамках такой парадигмы проблемы социальной сферы откладываются "на потом", чтобы решаться на базе экономического оживления и подъема. Однако события 2004 г. показали, что время ожидания уже истекло.
Социальная парадигма развития исходит из того, что приоритетом экономического развития являются социальные группы, обладающие квалификационным и трудовым потенциалом, высокой социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям, чтобы реализовать эффективные модели своей деятельности [132].
Стратегическими ориентирами в социальной сфере рыночной экономики являются:
- предотвращение угрозы социальной безопасности, связанной с условиями и качеством жизни, настроениями и ожиданиями населения;
- расширение адаптационных возможностей населения, а также возникающих зародышей этого фундамента рыночных отношений и гарантии общественно- политической стабильности;
- всесторонняя ориентация на семью как узловой социальный институт, снижающий фрустрацию и социальную нестабильность, выступающий опорой становления "частного" человека.
Сложившаяся ситуация демографического социально-экономического характера в Украине требует неординарного подхода и использования широкого спектра механизмов государственного регулирования развития социальной инфраструктуры, учитывающих, с одной стороны, реальные, а с другой - перспективные возможности функционирования соответствующих социальных отраслей.
В настоящее время, когда Украина вступает в эпоху перехода к постиндустриальному информационному обществу, принято выделять три стратегических направления социальных реформ, которые в своей основе базируются на эффективном государственном регулировании социальной инфраструктуры [164].
1. Первое направление включает преобразования оплаты труда, налогов и социального страхования на базе радикального перераспределения доходов (преобразования политики доходов населения). Базовые принципы этой реформы: а) существенное (кратное) повышение минимальной и средней заработной платы; б) увеличение налогов с доходов физических лиц на базе прогрессивной шкалы и уменьшение налога на бизнес; в) расширение социального страхования на базе солидарной ответственности для обеспечения рисков, снижающих жизненный уровень: болезнь, старость, безработица; г) государственное обеспечение минимальных социальных гарантий на базе налоговой системы.
2. Второе направление - это реформа всех отраслей социальной сферы: здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта, туризма, социальной помощи.
Период рыночной трансформации в Украине предполагает исследование основных принципов реформирования отраслей социальной инфраструктуры, которые включают: расходы на реализацию государственных гарантий несет государственный бюджет, и размеры финансирования отдельных отраслей зависят от различий объема и масштабов социальных гарантий; основное финансирование осуществляется из социальных фондов; наряду с бесплатными социальными услугами развивается платное обслуживание; целевая установка реформирования - повышение эффективности отраслей социальной сферы вместе с ростом качества услуг; капитальные вложения в непроизводственную сферу осуществляются преимущественно за счет бюджета.
3. Третье направление базируется на увеличении эффективности занятости в рамках борьбы с безработицей.
Реформирование отраслей непроизводственной сферы предполагает переход от централизованной системы к росту значения регионов, увеличению ресурсов, выделяемых на социальные цели, иначе разрушение социальной инфраструктуры будет приводить к постоянному росту социальной напряженности. Вместе с тем необходимо обеспечить: единые стандарты образования; охраны здоровья; социального обеспечения как гарантий социальных прав граждан и относительного равенства их стартовых возможностей. Поэтому в настоящее время, на наш взгляд, целесообразно дифференцировать социальные интересы при удовлетворении объективных социальных потребностей населения различных регионов с учетом природно-климатических, социально - экономических условий и историко-культурных традиций этих регионов.
Социальная стабильность в обществе, как показывает мировой опыт, базируется на эффективных механизмах государственного регулирования всех элементов социальной инфраструктуры. Поэтому мы попытаемся выявить сущность и особенности социально-экономических моделей развития передовых стран, базирующихся на следующих принципах [55].
Первый принцип определяет взаимоотношение личности и государства. Он предполагает свободу и суверенитет личности и семьи, активность и ответственность индивида за свои действия в сфере труда, потребления, образования и репродуктивной деятельности. В свою очередь государство создает политические, правовые и экономические условия для реализации личности, не допуская господства государственного патернализма, характерного для плановой экономики.
Второй принцип социального обеспечения конкретизирует функции государства, которое обеспечивает каждому гражданину минимальные социальные гарантии по основным секторам социального обеспечения: старость, безработица, болезни, семейные и материнские проблемы. К таким гарантиям относятся социальные пенсии, пособия по безработице для тех, кто не имеет трудового стажа, бесплатная медицина.
Третий принцип определяет основу социального обеспечения, главный компонент которого - страхование от социальных рисков: потери работы, болезни, старости,