Ви є тут

Баянний ансамблево-оркестровий інструменталізм в історичній стильовій проекції.

Автор: 
Калмиков Степан Тимофійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U004702
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2. МОНОТЕМБРАЛЬНЫЙ БАЯННЫЙ ОРКЕСТР КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ АНТИТЕТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО МОНО- И ПОЛИТЕМБРАЛЬНОЙ СТРУКТУР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
2.1. Баянный оркестр в запечатлении тембральной множественности симфонического состава и партитурная запись переложений произведений Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, П. Чайковского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74
2.2. Аккордеонно-баянная "дважды-оркестровая" транскрипция произведений И.С. Баха, М. Мусоргского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
2.3. Баянная "капелльность" в определении особенностей баянного ансамбля с вокалом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
2.4. Оригинальные произведения для ансамблей и оркестра баянистов в определении специфики монотембрального инструментального состава. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
ВЫВОДЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
ПРИЛОЖЕНИЕ А. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
ПРИЛОЖЕНИЕ Б . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
ПРИЛОЖЕНИЕ В . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187

ВСТУПЛЕНИЕ
Актуальность темы исследования определена тенденциями современной музыки в сближении популярной и академической сфер, традиционно развивавшихся в различных видово-стилистических проявлениях и с применением к ним различных критериев ценности. В ХХ веке наблюдается возрождение интереса публики и специалистов к старинной духовной музыке, чуждой художественной самодостаточности, но апеллирующей к надхудожественным критериям нравственной возвышенности высказывания и, одновременно, не порывающей с простотой средств популярного искусства. Так сложились предпосылки значимости "серьезной простоты" в творчестве, массовость природы которого солидаризируется с этической выстроенностью выражения, до недавнего времени атрибутивной лишь для профессиональной сферы авторских композиций.
Стимулированная практикой джаза академизация духовых составов, принятая в Украине и ментально близких ей странах, прежде всего в России, распространенность оркестров народных академических инструментов, в том числе, баянных и бандурных "капелл", соответствует "неоренессансным - необарочным" общехудожественным установкам планетарного масштаба. В этих последних национально-стилевая, ритуально-символическая значимость, наконец, историческая "аутентичность" как таковая образуют систему ценностей, соотносимых с художественными, подобно тому, как сочинение музыки Д. Палестрины, И.С. Баха производилось на тексты, сущностные не художественной, но сакральной и высокой тематически-нравственной предназначенностью.
"Нео-академические" монотембральные составы оркестров и ансамблей замечательны для нашего Отечества их национальной эмблематичностью, образующей неразрывное целое с художественными достоинствами звучания. Одновременно подобные составы запечатлевают закономерности исторического стилевого художественного процесса, диалектика которого представлена в антитезах тождества и контраста сложного художественного единства выражения.
Связь работы с научными программами, планами, темами. Тематика диссертационного исследования согласована с планами работы кафедры современной музыки и музыкальной культурологии Одесской государственной музыкальной академии им.А.В.Неждановой и отвечает содержанию перспективного тематического плана научно-исследовательской работы ОДМА, в частности, теме № 2 - "Теория исполнительского интонирования". Тема диссертации утверждена на заседании ученого совета ОДМА от 25.09.2002 г., протокол №.2.
Объектом исследования является монотембральный инструментализм в проявлении тембрально-фактурной специфики выражения в музыке.
Предметом исследования выступает феномен баянного ансамбля и оркестра как исторически закономерного обнаружения его тембрально-стилевого качества.
Целью исследования является представление монотембрального единства баянного ансамбля и оркестра в контексте эпохальных стилевых смен доминирования тождественных и контрастных факторов в инструментальной музыке.
Поставленная цель вызвала необходимость решения следующих конкретных задач:
* историческая проекция художественных принципов музыкальной формы тождества и контраста по Б. Асафьеву на тембрально-фактурные показатели стилево-эпохальной эволюции музыки и выдвижение концепции постклассического периода музыки ХХ-ХХІ столетий, определяющей господство тождественных моментов в художественной реализации звукового искусства;
* представление монотембрального баяннного оркестра и ансамбля в качестве неоренессансной-необарочной проекции художественных принципов на тембрально-фактурные признаки инструментализма;
* выявление сущностной стороны выразительности звучания аккордеонно-баянного оркестра как органического носителя quasi-капелльного качества;
* анализ переложений и оригинальных произведений для баянного состава в аспекте запечатления стилистико-эпохальной идеи тождества в антиномическом единстве "тождество - контраст" исполнительской деятельности.
В качестве методологической основы исследования выступает интонационная концепция музыки Б. Асафьева, в которой интонационные качества художественного целого складываются в антиномическом единстве художественных принципов тождества и контраста [5, с. 7-22]. Также существенное значение обрела опора на концепцию С. Скребкова [159], выработанную на основе асафьевского подхода и с учетом музыкально-стилистического анализа музыки, разработанного Г. Адлером [202; 203] и его восприемником и учеником Х. Бесселером [205]. Также это труды одесских музыковедов-историков К. Кузнецова [90], А. Самойлен