Ви є тут

Роль музичних комп'ютерних технологій у сучасній композиторській практиці.

Автор: 
Гайденко Ігор Анатолійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U000081
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
ПОНЯТИЯ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» И «КОМПОЗИТОРСКИЕ ТЕХНИКИ»
Важнейшим условием развития любого явления есть способность к преодолению
постепенно накапливающихся кризисных тенденций. Их критическая масса,
образующаяся со временем, способна либо погубить явление, либо дать новый
импульс для следующего витка его развития.
Кризис современной музыкальной культуры, явственно обозначившийся на рубеже
ХIХ–ХХ веков, не случайно совпал с глобальным кризисом в науке и в общественной
жизни, приведшим к изменениям в мироощущении и социальным потрясениям. В
общественном сознании постепенно созрела необходимость систематизации
накопленных человечеством эмпирических знаний. Вероятно поэтому стали возникать
идеи сведения глобальных явлений к неким простым квазиматематическим формулам.
Обратим внимание на их общее место – претензию на глобальность и эволюционную
конечность. Так, глобальны и исторически закономерны с точки зрения авторов и
их последователей такие разные явления, как формула Эйнштейна-Планка E=mc^2;
политические идеи Маркса, Ленина, Троцкого, Мао, Гитлера; двенадцатитоновая
система сочинения музыки А. Шенберга, А. Веберна. Общим их качеством является
высокие уровни абстрагирования и притязаний. Однако существует ещё кое-что,
роднящее эти идеи – это прямое или косвенное признание самими авторами идей их
эволюционной конечности, а значит – и бесперспективности, ведущей прямо к
смысловому тупику, к энтропии.
Но любой кризис – это не только символ бесперспективности движения в прежнем
направлении, но и мощный стимул поиска идей и путей, способных вывести из
стагнации на новое, перспективное направление. Так, кризис музыкальной культуры
ХХ века стал определяющим для поиска композиторами новых приёмов и
драматургических концепций.
Развитие композиторской техники ХХ века, характеризующееся всё возрастающей
ролью абстрагирования (Г. Газдюк [18]), постепенным отходом от первоначальной
сущности музыки, привело к постепенному и становящемуся всё более глубоким
отрыву создателей современной музыки от слушательской аудитории, что имеет
несомненные признаки кризиса.
Возникает порочная система, компоненты которой находятся в
причинно-следственной зависимости: умозрительность композиторских техник ХХ
века; технологическая сложность и громоздкость композиторской работы; сложность
и непривычность партитур; физиологическая неспособность мозга охватить и
представить современную партитуру «внутренним слухом». Всё перечисленное ведёт
к несоответствию замысла и реального звучания в звуковой реализации и, как
следствие, – к отторжению слушательской аудиторией.
Кризисные явления в музыке создают почву для активных поисков их преодоления.
Но внутренние резервы музыкальной композиции кажутся исчерпанными, традиционная
схема перестает работать. На этом этапе и возникают музыкальные компьютерные
технологии. Они активно внедряются в композиторскую практику, поскольку
облегчают и рационализируют процесс написания музыки.
Напомним, что данное исследование началось с предположения, что роль
музыкальных компьютерных технологий в композиторской практике не сводится к
функции подсобного инструмента. Могло ли использование компьютеров в процессе
написания музыки, постоянное взаимодействие композитора с искусственным
интеллектом изменить характер творческого процесса на всех его стадиях и
привести к значительным изменениям в композиторском мышлении и практике,
оказать воздействие на технику композиции? Иными словами, могло ли внедрение
компьютеров в композиторскую практику стать фактором, определяющим изменение
музыки и преодоления кризиса?
До появления музыкальных компьютерных технологий роль активного элемента в
композиторской практике играли композиторские техники. Теперь система
усложняется и постепенно включает в себя музыкальные компьютерные технологии.
Музыкальные компьютерные технологии и композиторские техники имеют между собой
сходство и зависимости. Понятно, по какой причине, так как современные
компьютерные музыкальные технологии не есть беспочвенное образование: они
нередко ведут свое происхождение от известных композиторских техник. Другое
дело, что программы пишутся не музыкантами, а программистами, и поэтому они
содержат и привносят в музыку особенности иного типа мышления, отличающегося от
устоявшегося в узкопрофессиональной музыкальной среде.
Появление новых композиторских техник всегда определяло значительные изменения
в музыке. Так, изменили музыкальный культурный контекст додекафония,
алеаторика, стохастическая и электронная музыка. Если нам удастся доказать, что
музыкальные компьютерные технологии оказывают влияние на композиторскую
технику, мышление и, таким образом, изменяют музыку, то это будет ответом на
вопрос об их роли в практике.
Следовательно, необходимо рассмотреть компьютерные технологии и композиторские
техники в сравнительном аспекте. Однако сравнение требует точного представления
о их содержании, которого у нас пока нет: оба понятия размыты, не существует их
четких определений. Для того, чтобы лучше обозначить малоизученные понятия, их
следует соотнести с чем-то хорошо известным, находящимся с ними в системной
связи. Таким требованиям соответствует «музыкальная композиция», достаточно
исследованная музыкальной наукой. Поскольку рассматриваемые понятия нас
интересуют как функции в системе творческой практики, методологически
целесообразно продолжить исследование, поместив понятия «музыкальная
композиция», «композиторские техники» и «музыкальные компьютерные технологии» в
единую систему.
2.1. Музыкальная композиция как облас