Ви є тут

Архітектурно-планувальне формування центрів образотворчого мистецтва.

Автор: 
Харитонова Аліна Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U000088
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Социально-культурные условия развития центров изобразительного
искусства.
Культурная общность людей проявляется в нравах и обычаях, заимствованных
народами друг у друга в течение многих веков, а также в облике природы,
претерпевшем процесс аккультурации в художественные формы, нашедших выражение,
в частности, в скульптурном изображении человека, церквей, Бога. Следует
рассмотреть беспрецедентный феномен значения музеев и центров изобразительного
искусства в общественной и культурной жизни стран, как постоянно действующего
общественного института [15]. Об этом свидетельствует динамика роста количества
музеев и появление центров изобразительного искусства, которую можно проследить
на примере некоторых стран. Так, например, в Мексике в 1968 году был 191 музей,
а через 20 лет – уже 511, причем примерно десять из них разместились в новых
зданиях.
Изменения, которые претерпели художественные музеи, т.е. не только рост их
числа, более активное участие в культурной жизни общества и расширение функций,
связаны с определенными техническими, экономическими и социальными факторами
(рис.2.1). Прежде музей с его строгим наружным и внутренним убранством был
далеким от земных интересов общества «храмом муз»; человек испытывал перед ним
чувство благоговения. Тенденция развития новых зданий центров изобразительного
искусства находят выражение в измененном функциональном и архитектурном решении
[67].
Рассматривая место центра изобразительного искусства в обществе, необходимо
отметить, что центр изобразительного искусства появился благодаря
социально-экономическому развитию общества, и не является второстепенным
учреждением, существование которого связано лишь с ростом благосостояния и
повышения качества жизни; способствует взаимопониманию и сближению людей,
принадлежащих к разным группам, и не может
рассматриваться только как дорогостоящая сфера приложения средств; является
институтом образования широких масс населения, а не особым институтом,
созданным для развлечения узкого круга людей (элиты); это, прежде всего, центр
культурной деятельности и только потом - учреждение, предназначенное для
туристов.
После второй мировой войны началась новая эпоха, характеризующаяся расширением
международных контактов, стремлением создавать новое с применением достижений
научно-технического прогресса. В художественных музеях эти явления нашли
выражение в охвате новых областей изобразительного искусства, в привлечении
различных слоев публики и стремлении отвечать их потребностям и, наконец, в
общем росте числа музеев. Годы вынужденного бездействия музеев позволили
определить, что сделано, критически осмыслить достигнутые результаты и подумать
о том, что предстоит выполнить в будущем.
Настало время возводить новые музейные здания, которые соответствовали бы целям
учреждения и эпохе [35]. Так во Франции музейное дело было реорганизовано в
1945 году специальным правительственным постановлением: национальные музеи
оказались под управлением государства, остальные – в ведении муниципальных
властей, различных фондов, школ, общественных организаций и частных лиц. Возрос
интерес посетителей к массовым зрелищам, ежегодно около 10 млн. человек
посещают 200 крупнейших центров изобразительного искусства Франции; три
четверти посетителей Лувра (2,6 млн.в год) и Версаля (2,9 млн. в год) –
зарубежные туристы.
Настоящее паломничество вызвали периодические выставки, сравнительно недавно
появившиеся, но уже ставшие привычным явлением, они быстро вошли в практику
музеев, привлекли посетителей и позволили упрочить экономическое положение.
Министр культуры Жак Лонн удачно сравнил тысячу музеев с тысячью перекрестков,
подчеркнул, что публика хочет постоянно видеть все новые произведения искусства
[89]. Выставку произведений Сезанна ежедневно посещали 4 тыс. человек, а в
Гранд Пале где экспонировались полотна Эдуарда Мане, ежедневно приходили 8 тыс.
зрителей и продавалось до тысячи каталогов по 170 франков. Это обстоятельство
свидетельствует о повышенном интересе людей, тяге к информации и желание иметь
памятный символ, хотя широкая публика не была достаточно образованной и не
испытывала потребности в регулярном посещении Лувра. Дворец отпугивал своим
величием и роскошью. Положение изменилось только за последние три десятилетия,
когда для обозрения открылось много небольших коллекций в специально
построенных и реконструированных зданиях (музей Марка Шагала, Вазарели, музей
П.Пикассо).
Коллекционирование произведений изобразительного искусства все больше
превращается в вид коммерческой деятельности, осуществляемый в условиях
равенства культурных и экономических факторов и составляющих часть всеобщей
системы, где на спрос и предложение влияют реклама, средства массовой
информации и другие способы оказания воздействия на человека. Музей искусств,
который по-прежнему выступает в роли «политического института, способствующего
утверждению научного, культурного и общественного престижа страны» [73,стр.40],
обретает дух конкуренции и становится деловым учреждением, способствующими
индустрии туризма, увеличивают доходы и повышают престиж города. Тем самым,
акцент деятельности музеев, который еще недавно формулировался как сбор и
хранение экспонатов, смещается в сторону их показа. Характерно, что
муниципалитеты меньше заинтересованы в открытии экспозиций, посвященных
современному изобразительному искусству, и с большей настойчивостью добиваются
учреждения этнографических и экологиче