Ви є тут

Стильові основи Одеської хорової школи

Автор: 
Шатова Ірина Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U000193
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СТИЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. К. ПИГРОВА
Мы знаем К. К. Пигрова как теоретика хорового искусства, выдающегося
дирижера-исполнителя, тонкого и глубоко индивидуального интерпретатора,
замечательного педагога-воспитателя, вдумчивого методиста, крупного
общественного музыкального деятеля. Данную творческую личность следует отнести
к тем историческим лицам, которые стали персонализованными символами
украинского хорового исполнительского искусства. «Работал самозабвенно и
увлеченно на протяжении всей своей большой жизни талантливый и самобытный
художник К. К. Пигров (1876-1962). От сельского церковного певчего к званию
профессора, заслуженного деятеля искусств Украины, заведующего кафедрой
хорового дирижирования, Лауреата первой премии Всемирного фестиваля (1957 г.)
вела его трудовая жизнь, наполненная, по словам самого К. К. Пигрова,
«непреодолимым влечением к хоровому пению», – отмечает профессор, заведующая
кафедрой хорового дирижирования ОГМА им. А. В. Неждановой А. П. Серебри [155,
с. 3].
Трудно переоценить значение Пигрова в создании и становлении Одесской хоровой
школы. Рассматривая вопрос об основах Одесской хоровой школы в связи с таким
явлением, как школа Пигрова, следует определить роль последнего в контексте
истории отечественной хоровой музыкальной культуры. В настоящее время
усиливается потребность говорить и писать об этом удивительном музыканте,
педагоге и человеке, ведь специалистов, имевших счастье личного общения и
испытавших непосредственное его влияние становится все меньше.
Материалы хоровых конференций, посвященные юбилейным датам, работы Н.
Астафьевой, Л. Бутенко, И. Верди, В. Дубровского, Д. Загрецкого, А. Захарова,
В. Луговенко, К. Птицы, А. Серебри, В. Шипа раскрывают основы
методико-педагогического подхода К. К. Пигрова. В 2001 году ОГК им. А. В.
Неждановой впервые издает автобиографический очерк этого выдающегося музыканта,
основателя кафедры хорового дирижирования «Хоровая культура и мое участие в
ней» (Редактор-составитель профессор А. П. Серебри) [155]. Работа привлекает
тщательным анализом хоровой культуры конца XIX столетия, изложением подхода к
проблеме воспитания хормейстера-профессионала на основе многолетнего анализа
собственой практической работы дирижера и педагога.
В работах, посвященных Пигрову, исследователи рассматривают деятельность
выдающегося дирижера как теоретика хорового искусства, новатора,
декларировавшего те принципиально новые методико-педагогические положения
хорового исполнительства, которые Пигров сам обосновал в своем труде
«Руководство хором» [154]. Однако деятельность Пигрова как церковного регента
еще не нашла достаточно полного освещения в научно-методической литературе, что
представляется умалением его роли в развитии отечественной хоровой культуры.
Пигрову удалось создать хоровую школу на основании двух ветвей традиции:
церковной и светской. Его жизнь и творческая деятельность проходили на границе
двух культурных сфер – религиозной и светской. И ему удалось удержаться на этой
границе, связав эти две тенденции хорового творчества (церковного и светского
пения) в единстве школы. Этот аспект тем более важен, что Пигров долгие годы
был главным регентом Одесского Кафедрального Собора и стал основателем
одесского храмового пения 30-80 годов XX века, сохраняя лучшее в традиции хора
Кафедрального собора и по мере возможности обогащая ее.
Осмысливая феномен Пигрова как историко-культурное явление и с такой позиции
оценивая его деятельность как творческое целое, выделим следующие аспекты: 1)
внешние и внутренние предпосылки организации К. К. Пигровым ШКОЛЫ, которая
становится одной из ведущих в украинской хоровой культуре; основные направления
исполнительской деятельности К. К. Пигрова, 2) методические и педагогические
принципы К. К. Пигрова; 3) К. К. Пигров – теоретик-новатор хорового искусства,
его научное наследие.
2.1. Основные аспекты исполнительской деятельности К. К. Пигрова.
Пигров с раннего детства тесно был связан с церковной певческой культурой.
Мальчиком 6-7 лет он уже пел в церковном хоре, затем последовало обучение в
Духовном училище, Духовной семинарии и, наконец, – регентский класс
Петербургской певческой капеллы. «Я из Духовного училища перешел в Духовную
семинарию и в скором времени сделался регентом семинарского хора», – пишет
Константин Константинович [155, с. 7]. В семинарии Пигров попал в руки к
просвещенному и талантливому учителю пения Василию Дмитриевичу Беневскому. Как
вспоминает Пигров, от В. Д. Беневского он почерпнул первые понятия о строе
хора, благодаря ему узнал и почувствовал красоту музыки Бортнянского. «Василия
Дмитриевича Беневского, проработавшего в Ставрополе свыше сорока лет, знает
весь Северный Кавказ. Он оставил о себе память как замечательный педагог,
неутомимый работник в области школьного пения, прекрасный дирижер хора и
талантливый композитор. Он первым написал впечатляющую музыку на тему гибели
«Варяга» в 1904 г. Он издал сборники обработок народных песен, где обнаружил
отличное знание специфики вокального ансамбля; для школ – три сборника
«Школьный друг», где для подвижных игр использовал народные песни», –
вспоминает К. К. Пигров [155, с. 7-8].
Творческая индивидуальность К. К. Пигрова формировалась под воздействием
украинской и российской хоровой культуры. Украинская песенная традиция, которую
Пигров воплощал в исполнении произведений Н. Лысенко, К. Стеценко, Н.
Леонтовича, Л. Ревуцкого, была для него близкой и органичной с детства. На
родине Константина Константиновича