Ви є тут

Підвищення економічної ефективності системи внутрішнього контролю підприємства

Автор: 
Акєнтьєва Олена Борисівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U001131
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СВК ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Формирование концепции построения СВК предприятия
2.1.1. Проблемы и предпосылки организации надлежащей СВК предприятия.
Неудовлетворительное экономическое состояние определенной части промышленных
предприятий Украины, низкие показатели эффективности их функционирования в
значительной мере обусловлены несоответствием и недостаточной адаптивностью
существующей технологии экономического управления и внутреннего контроля
современным рыночным условиям развития экономики, а также неподготовленностью
контрольно-управленческого персонала для работы в таких условиях. Отечественный
опыт функционирования акционерных обществ показывает высокую вероятность
возникновения противоречий между менеджерами и собственниками. Кроме того, как
свидетельствует практика хозяйствования, собственники многих приватизированных
предприятий не стали проводить активную контрольную политику и минимизировать
трансакционные издержки.
Таким образом, можно отметить, что сам факт приватизации оказался недостаточным
для возникновения эффективного собственника, стремящегося создать надлежащую
СВК предприятия. Другими словами, не было создано эффективного мотивационного
механизма на уровне приватизированного предприятия. алее, нужно принимать во
внимание и то обстоятельства, что учетная практика в Украине довольно сложная,
налоговое законодательство довольно запутанное и местами нелогичное. В
результате штрафы и пени налоговых органов не только весомы и значительны, но и
нередко чрезвычайно разорительны, доводящие до ситуаций, граничащих с
банкротством предприятий и даже переступающих эту границу. Характеристика
налоговых правонарушений приведена в работе А. Ткаченко [82, с. 429 - 444].
Дополнительно начислено в бюджет и государственные целевые фонды по актам
документальных проверок предприятий, учреждений и граждан по налогам и сборам
(обязательным платежам) в 2003 году (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Дополнительно начислено в бюджет и государственные целевые фонды по актам
документальных проверок предприятий, учреждений и граждан по налогам и сборам
(обязательным платежам) по регионам в 2003 году, тыс. грн.
Дополнительно насчитано, всего
В том числе
Административные штрафы
по актам проверок
из них
Пеня за несвоевременную оплату
основной платеж
финансовые санкции
пеня
Украина
6 202270
5 340000
2 647875
2 209066
483059
862270
17 767
Автономная республика Крым
160 282
145 333
58 856
75 269
11 208
14 949
878
Винницкая
99 216
83 693
34 324
47 715
1 654
15 523
488
Волынская
91 723
88 547
34 072
18 273
36 202
3 176
273
Днепропетровская
606 515
573 162
291 577
255 555
26 030
33 353
1642
Донецкая
609 812
552 389
239 561
277 037
35 791
57 423
1 590
Житомирская
77 717
71 276
34 764
33 964
2 548
6 441
378
Закарпатская
40 295
37 592
17 613
17 210
2769
2 703
293
Ивано-Франковская
88 869
84 419
38 023
43 785
2 611
4 450
292
Киевская
102 158
95 042
38 239
52 695
4 108
7 116
811
Кировоградская
85 675
79 653
34 111
39 915
5 627
6 022
243
Луганская
422 252
307 601
90 475
213 240
3 886
114651
516
Львовская
250 667
207 891
97 764
106 790
3 337
42 776
868
Николаевская
77 090
71 965
33 015
35 426
3524
5 125
301
Одесская
392 756
386 134
211 838
109 451
64 845
6 622
1 128
Полтавская
132 831
119 027
63 533
50 316
5 178
13 804
466
Ровенская
54 826
46 146
18 566
26 017
1 563
8 680
489
Сумская
331 437
326 446
261 860
48 397
16 189
4 991
276
Тернопольская
34 612
31 454
10 463
19 721
1 270
3 158
432
Харьковская
366 133
280 278
112 392
159 978
7 908
85 855
1 767
Херсонская
53 092
50 071
20812
26 044
3 215
3 021
363
Хмельницкая
98 545
93 231
59 119
32 016
2 096
5 314
514
Киев
1513271
1129891
657191
367786
104914
383380
2091
Заслуживает особого внимания тот факт, что в течении 2003 года подразделениями
оперативного контроля органов государственной налоговой службы Украины
проведено 113 тысяч проверок по вопросам соблюдения субъектами
предпринимательской деятельности порядка проведения расчетов, наличия лицензий,
торговых патентов, акцизных марок. По результатам данных проверок 2797
предприятий стали прибыльными. За 2003 год по результатам проведенных
документальных проверок предупреждено безосновательное возмещение с бюджета
налога на добавленную стоимость в сумме 1108, 7 млн. гривен.
По данным налоговой службы в Украине, упразднены доначисленные платежи на
основании решений судов, уменьшено и списано по актам документальных проверок
за 2003 год: налогов и сборов от предприятий, учреждений, организаций и граждан
- 975 599 тыс. грн.; налогов и сборов с предприятий, учреждений, организаций
(кроме налога из заработной платы) - 946 497 тыс. грн. (в том числе: налог из
заработной платы работников и служащих - 8 128 тыс. грн.); налоги и сборы с
граждан - 20 974 тыс. грн. (из них на доходы от предпринимательской
деятельности - 19 850 тыс. грн.).
Дополнительно начислено в бюджет и государственные целевые фонды по актам
документальных проверок предприятий, учреждений и граждан по налогам и сборам
(обязательным платежам) по регионам в 2003 году (табл. 2.2).
Среди ряда серъезных недостатков действующей системы налогообложения в Украине
одним из наиболее существенных является уход от уплаты налогов значительной
части налогоплательщиков. По мнению, например В. Вишневского избежание от
уплаты налогов в Украине происходит в результате использования налоговых льгот
и налоговых лазеек [233, с. 200].
В целом уклонение от налогооб