Ви є тут

Методика побудови композицій групових вправ в художній гімнастиці

Автор: 
Мірошниченко Тетяна Михайлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U002640
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ состояния вопроса и изучение опыта практической работы позволили прийти
к предположению, что в результате комплексных педагогических исследований
особенностей и современных проблем композиционной подготовки групповых
упражнений будут созданы предпосылки для обоснования системы построения
композиций в этом виде художественной гимнастики, что позволит полнее
реализовать задачи технико-тактической подготовки гимнасток.
Методологическую основу исследований составили положения теории спортивной
подготовки спортсменов в олимпийском спорте [2, 49, 55, 121, 139, 176], теории
и методики подготовки спортсменов в видах спорта со сложной координационной
структурой движений [7, 14, 19, 33, 44, 58, 63].
Общее направление исследований связано с проведением сравнительного анализа
композиций групповых упражнений ведущих команд мира и опыта постановочной
деятельности тренеров для определения перспективных направлений
совершенствования структуры и содержания соревновательных композиций в этом
виде художественной гимнастики с целью разработки и внедрения в
учебно-тренировочный процесс технологической схемы построения соревновательных
композиций с учетом тенденций их развития.
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач применялся комплексный подход с использованием
следующих методов исследования:
анализ научно-методической и специальной литературы;
анкетирование;
анализ видеоматериалов;
педагогическое тестирование;
прямой сравнительный педагогический эксперимент;
методы статистической обработки результатов.
2.1.1. анализ научно-методической и специальной литературы
анализ научно-методической и специальной литературы проводился для изучения
состояния вопроса относительно тенденций развития групповых упражнений,
особенностей и закономерностей теории и методики составления композиций,
факторов совершенствования соревновательных программ в групповых упражнениях,
влияния предметов на характер и стиль композиций; изучения требований к
профессиональным умениям и навыкам тренера - постановщика в художественной
гимнастике. Анализ литературы был положен в основу обзора значимых компонентов
системы композиционно-исполнительской подготовки в групповых упражнениях
художественной гимнастики.
2.1.2. Анкетирование
Анкетирование проводилось с целью изучения опыта тренеров по вопросам
подготовки и особенностям методики составления композиций групповых
упражнений.
В анкетировании приняли участие 15 украинских тренеров и 45 тренеров из
Испании. Анкетирование проводилось на чемпионате Украины по художественной
гимнастике (г. Днепродзержинск, декабрь 1999 года) и на чемпионате Испании по
групповым упражнениям (г. Мурсия, декабрь 2002 года).
Группу украинских тренеров составили 4 заслуженных тренера Украины, 6 - первой
категории, 5 - второй категории; общий стаж подготовки групповых упражнений от
1 до 30 лет ( стаж до 10 лет – 9 тренеров, свыше 10 лет - 15). Минимальный стаж
работы тренером по художественной гимнастике 3 года.
В группу испанских тренеров вошли 17 человек со стажем подготовки групповых
упражнений от 10 до 20 лет и 28 человек со стажем менее 10 лет. Все принявшие
участие в анкетировании испанские тренеры имели опыт подготовки групповых
упражнений в категории Alevin, Infantil, Junior, Juvenil.
Согласованность мнений тренеров определялась по общепринятой методике [91] с
помощью коэффициента конкордации (W).
Анкеты для испанских тренеров несколько отличались по структуре от анкет для
тренеров Украины, что было связано с техническими особенностями перевода. Форма
анкет приведена в приложениях А и Б.
2.1.3. Анализ видеоматериалов
Анализ видеозаписей чемпионатов мира (1999, 2003) и чемпионата Европы (2001)
проводился с целью изучения структуры и содержания композиций групповых
упражнений ведущих стран мира в художественной гимнастике. Анализу были
подвергнуты 80 композиций команд-участниц соревнований в упражнениях с 10
булавами; 5 лентами; 3 лентами и 2 обручами; 3 обручами и 2 мячами; 3
скакалками и 2 мячам. Оценка композиций проходила по следующим параметрам:
время исполнения композиций;
количество перебросок;
количество взаимодействий (передач, обменов предметами без фазы полета,
совместных манипуляций предметами);
количество построений гимнасток на площадке в процессе выполнения композиции
(общее количество и количество различных типов построений);
количество элементов прыжков, поворотов, равновесий, элементов группы гибкость
(наклоны, волны), согласно правил соревнований, оцененных по трудности: 1999 г.
– 0, 1 - 0,2 балла; 2001 – 0, 1 - 0,5 балла; 2003 – 0,1 - 1,0 балла;
оценка соревновательной деятельности.
Композиционная насыщенность соревновательных упражнений оценивалась по динамике
исполнения композиции, которая рассчитывалась по формуле:
Т =
t
[121],
(2.1)
где
Т – динамика исполнения композиции;
t – время исполнения композиции, с;
N – сумма структурных элементов композиции: количество элементов без предмета,
перебросок, взаимодействий, общее количество построений.
Такая характеристика, как техническая ценность композиции, оценивалась
посредством коэффициента трудности [109], который определялся
по формуле:
Кт =
Ефакт.
(2.2)
Езадан.
где
Кт – коэффициент трудности композиции;
Ефакт. – сумма трудности всех расцененных согласно нормам правил соревнований
элементов без предмета выполненных в композиции на соревнованиях, баллы;
Езадан. – максимальная оценка технической ценности композиции, согласно
действующим правилам соревнований оценена в 10,00 баллов.
Учитывая современные особенности требо