Ви є тут

Економічна і соціальна оцінка розвитку підприємництва в промисловості

Автор: 
Фанг Мочінь
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U002885
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ И
КИТАЕ
2.1 Характерные особенности стратегий государственной поддержки малых и средних
предприятий
Мировая практика свидетельствует о том, что рыночные свободы для экономических
агентов, получающих развитие в период экономической реформы, не снимают с
государства обязанность не только регуляторного воздействия, но и прямой
активной поддержки малых предприятий. Украина и Китай не являются исключением в
этом плане.
Главной задачей со стороны государства является четкое определение приоритетных
направлений развития экономики, науки, техники, образования,
внешнеэкономической деятельности, подкрепление этих приоритетов системой льгот
и гарантий, выделение необходимых материально-технических и финансовых
ресурсов, организация необходимого обучения кадров. Все остальное – забота
малых предприятий(прил. В ). К сожалению, в Украине пока что эффективный
механизм поддержки и стимулирования развития предпринимательства не создан.
Принятые программы, законы, постановления имеют в большинстве своем
декларативный характер. Финансовая помощь, которую предоставляют Украинский
фонд поддержки предпринимательства, Государственный фонд поддержки фермерских
хозяйств и Государственный инновационный фонд, достаточно мизера.
Государственная поддержка предпринимательства и деятельности осуществляется
также как с Фондом государственного имущества и Антимонопольным комитетом.
Первый из них руководит процессом приватизации промышленных и других объектов,
второй отслеживает процессы снижения монопольного влияния крупных корпораций на
малый и средний бизнес. Эти структуры имеют региональные звенья и
представительства, что позволяет им на местах обеспечивать реальные
результаты.
В украинских городах и селах пусковые начала реформ возникли и были
провозглашены практически одновременно, но сельский житель отреагировал на эти
сигналы слабее, и, как следствие, в Украине предпринимательский «успех» в
сельском хозяйстве оказался вовсе не такой, как в Китае. С другой стороны, так
сложилась ситуация, что отлаженный и сбалансированный процесс труда,
производства и распределения товаров был нарушен: промышленные предприятия и
строительный комплекс попали в затяжной кризис, и большая доля трудовых
ресурсов и интеллектуального потенциала оказалась невостребованной. Этот
невостребованный ресурс государство и направило в русло предпринимательства,
проводя определенную политику в перестройке, реформировании законодательства,
разгосударствлении и приватизации общественной собственности. Государственная
политика привела системы местного самоуправления к необходимости перестройки
городской экономической структуры в сторону предпринимательского движения и
формирования конкурентной рыночной среды.
Крупное предпринимательство, обладая ресурсом «включенности в большую власть» и
немалым материально-финансовым потенциалом, освоило новые законы быстро, а
главное, масштабно. Малое предпринимательство проходит свой путь в «новую
жизнь» медленно, неровно, в сложнейших условиях борьбы и отлаживания «правил
игры» с государственной машиной власти. Практически на сегодня интересы власти
и предпринимательства пока что не являются общими с позиций национальных
интересов.
Малое предпринимательство испытывает давление со стороны национальных и
региональных органов вместо оказания реальной помощи. По результатам
проведенных экспертами исследований в динамике за 1997-2002гг. оказалось, что
наиболее весомыми проблемами малого бизнеса являются высокий уровень налогов,
недостаточность способов финансирования, сложность получения кредитов (табл.
2.1) [121].
Таблица 2.1
Ранжирование проблем малого бизнеса по ступеням значимости
№ п/п
Показатели респондентов, которые указали на проблему, %
Годы
1997
2002
1.
Высокий уровень налогов
95,0
97,0
2.
Недостаток финансовых ресурсов
92,0
3.
Сложность получения кредитов
16,0
78,0
4.
Частые изменения в законодательстве
60,0
75,0
5.
Недостаток информации
4,0
74,0
6.
Неплатежи со стороны клиентов
32,0
62,0
7.
Недостаточность управленческих знаний
9,0
55,0
8.
Сложность процедуры получениялицензий
18,0
41,0
9.
Давление со стороны местных властей
9,0
39,0
10.
Большое количество разных налогов
82,0
39,0

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что проблемы малого
бизнеса за исследуемый период не только не были решены, но и достигли новой
остроты. Так, в 2002 году 92% экспертов отметили на недостаточность свободных
финансовых средств для развития предприятий малого бизнеса, в то время как в
1997 г. на такую проблему они не указывали, а 78% - на сложность получения
кредитов против 16% пять лет тому.
Анализ результатов исследования позволил определить, что недостаток финансовых
ресурсов и сложность привлечения кредитов особенно у малых предприятий в
значительной мере связаны с несовершенством отношений банк – предприниматель,
где недостаточно учитываются интересы субъектов малого бизнеса при определении
условий предоставления кредитов. В частности, доказано, что большинство
показателей, которые характеризуют финансовое состояние крупных и малых
предприятий, имеют существенные различия, как показано в таблице 2.2. Указанные
отличия учитываются в практике кредитования МСП других стран, но в Украине их
не учитывают.
Таблица 2.2.
Сравнительные показатели финансового состояния предприятий
Показатели
Средние значения показателей
Предприятия малого бизнеса
Средние и крупные предприятия
Коэффициент текущей ликвидности
2,00