Ви є тут

Державне регулювання формування та використання соціальних фондів в Україні

Автор: 
Федорова Марія Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U003359
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕСОЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ В УКРАИНЕ
2.1. Структура и государственный механизм формирования
социальных фондов Украины
Бремя обеспечения заработной платы и социальных выплат почти двум третям
населения, когда только одна треть занята непосредственным производством,
перерос все финансовые возможности экономики и правительства Украины. Доля
расходов бюджета на социальные нужды в 1992г. составляла 40% ВНП Украины, что
вдвое больше расходов большинства стран мира [42,5]. Механизм существующей до
этого времени системы социальной защиты исчерпал себя и обусловил следующие
негативные тенденции социальной сферы: - рост задолженности по выплатам;
- нецелевое использование страховых денежных средств;
- несоответствие форм управления фондами в существующей системе формирования их
денежных средств
Система социального страхования и пенсионного обеспечения охватывает более 21
млн. застрахованных лиц и 14,3 млн. пенсионеров или 72% населения Украины по
состоянию на 1.01.2005г. Расходы на социальное страхование и пенсионное
обеспечение в системе социальных фондов в 2003 году составили 30,6 млрд.грн.
или 11,9% валового внутреннего продукта страны, в 2004 год - 38,6 млрд грн. или
13,6% валового внутреннего продукта Украины соответственно [43,203].
Поэтому необходимо более подробно остановиться на современном состоянии
внебюджетных социальных фондов, обеспечивающих функционирование системы
социального страхования и пенсионного обеспечения в Украине и их проблемах;
рассмотреть принципы государственного регулирования формирования и
использования средств данных фондов.
Мировой опыт социальной защиты населения позволяет определить две основные
схемы финансирования социального обеспечения: трехстороннюю схему и
государственную административно-распределительную (бюджетную) систему
ассигнований социальной защиты.
Социальная защита - это право граждан Украины, которое закреплено в статье 46
Конституции Украины. Гарантией этого права является социальное страхование за
счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также
бюджетных и других источников социального обеспечения; создание сети
государственных, коммунальных, частных заведений для ухода за нетрудоспособными
лицами [45].
В системе социальной защиты населения важнейшим элементом является социальное
страхование. Систему социального страхования Украины составляют четыре
внебюджетных социальных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования по
временной потере трудоспособности, Фонд государственного содействия занятости
населения, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний. При этом между ними четко распределены сферы
функционирования [32,32].
Фонд социального страхования по временной нетрудоспособности. Закон Украины «Об
общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной
потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением»
(принятый в январе 2001г.), определяет правовые, организационные и финансовые
основы общеобязательного государственного социального страхования грaждaн на
случай временной потери трудоспособности, в связи с беременностью и родами,
рождением ребенка и необходимостью ухода за ним, в случае смерти, а также
предоставление услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению
застрахованным лицам и членам их семей. Материальное обеспечение и социальные
услуги, предоставленные по настоящему Закону, являются отдельным видом
общеобязательного государственного социального страхования граждан,
осуществляемые Фондом социального страхования по временной потере
трудоспособности [46,177].
C 2001года работодатели платят взнос на социальное страхование 2,5% от фонда
оплаты труда (ФОТ) вместо 4% действовавших ранее. Свои потери Фонд соцстраха
компенсировал тем, что предприятия теперь оплачивают своим рабочим первые пять
дней больничных. И только с шестого дня Фонд берет эти выплаты на себя [47]. С
учетом того, что в большинстве случаев срок временной нетрудоспособности
«вписывается» в пятидневку, практически вся нагрузка по оплате больничных
ложится на плечи работодателей.
Кроме того, физические лица также платят взносы на этот вид страхования.
Необходимо напомнить, что раньше они этого не делали. Физические лица -
предприниматели оплачивают временную нетрудоспособность в размере, равной сумме
взносов с юридических и физических лиц. То есть 3% своего налогооблагаемого
совокупного дохода - на нетрудоспособность (см.табл.2.1).
Таблица 2.1
Распределение страховых взносов на общеобязательное государственное социальное
страхование между работодателями и наемными работниками в 2004г. (в %% к фонду
оплаты труда)
Социальное страхование на случай безработицы
Социальное страхование в связи с временной нетрудоспособностью
Пенсионное страхование
Социальное страхование от несчастных случав на производстве
Всего на все виды страхования
Работодатели
2,1
2,9
32,0
1,9
38,9
Наемные работники
0,5
0,5
2 – 5
3,0
Всего
2,6
3,4
34,0
1,9
41,9
С апреля 2004 года, согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые
законы Украины по вопросам общеобязательного государственного социального
страхования» были изменены ставки взносов в Фонд временной нетрудоспособности.
Страховые ставки взносов составляют:
- 0,25% - для наемных работников-инвалидов, работающих на предприятиях и
организациях УТОГ и УТОС;
- 0,5% - для наемных работников, заработная плата которых ниже прожиточного
минимума, установленного для трудоспособного лица;
- 1% - для наемных работников, заработ