Ви є тут

Податкові важелі активізації інвестиційної діяльності в Україні

Автор: 
Кулінченко Ганна Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004051
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
Налогообложение в моделях
инвестиционного поведения
2.1. Налогообложение как фактор формирования мотивации и реализации инвестиций
В современных условиях ограниченность в инвестиционных ресурсах сдерживает
процесс формирования рыночной экономики в Украине. В свою очередь,
результативность инвестирования зависит от мероприятий, направленных на
улучшение инвестиционного климата с тем, чтобы сделать его благоприятным для
вкладывания средств в украинскую экономику.
Активизация инвестиционной деятельности невозможна без трансформации системы
налогообложения. В этой связи и с учетом состояния экономического потенциала
предприятий, ограниченных внутренних инвестиционных возможностей в течение
всего периода трансформации экономики, усилия государства должны быть
направлены на создание благоприятной налоговой системы, которая способствовала
бы развитию инвестиционной сферы.
К важнейшим направлениям, обеспечивающим стимулирующие условия для
инвестирования в Украине в контексте их налогообложения, и особо актуальным на
современном этапе, следует отнести следующие:
— влияние налогообложения на формирование мотивации и реализацию инвестиций,
что, в первую очередь, касается налогообложения прибыли и налога на добавленную
стоимость (НДС);
— влияние финансово-налоговых элементов амортизационной системы на ее
инвестиционную функцию;
— влияние налогообложения на иностранное инвестирование.
Рассмотрим обозначенные проблемы в параграфах второго раздела в той же
последовательности.
Ключевым вопросом налоговой политики Украины в современных условиях является
формирование налоговой системы, ориентированной на экономический рост. Выводы
экономической теории и исторический опыт работы разных стран показывают, что
экономическому росту оказывает содействие такая налоговая система, которая
обеспечивает доходы государства, но, по возможности, меньше затрагивает
рыночный механизм. Наиболее общие, но и наиболее существенные ее постулаты
сформулированы Дж. Стиглицем, а именно: рациональная налоговая система
базируется на принципах экономической эффективности, административной простоты,
гибкости, политической ответственности и справедливости [111, с. 16].
С точки зрения влияния на экономический рост, важными являются такие
характеристики налоговой системы [73, с. 40]:
— общий уровень налогообложения (для его оценки обычно используется показатель
доли доходов сектора государственного управления в ВВП страны, рассчитанный как
отношение (%) суммы налогов, обязательных платежей в бюджет и взносов по
обязательному социальному страхованию к ВВП страны);
— нейтральность налогообложения, с точки зрения влияния на распределение
ограниченных народнохозяйственных ресурсов как во времени, так и между разными
секторами экономики.
Сформированная государством налоговая политика (т.е. система мероприятий,
проводимых государством в области налогов) через налоговую систему может
оказывать разнообразное влияние на отдельные составляющие формирования,
распределения и использования ВВП. В сфере первичного распределения действие
налоговой системы носит такой характер: налоги на продукты регулируют
распределение платежеспособного спроса между отечественными и импортированными
продуктами, а также между отдельными видами продуктов и отраслями экономики,
следовательно, влияют на величину стоимости выпуска в основных ценах, уровень
цен и меру спроса на отечественную продукцию, а также уровень занятости.
Распределение налогов на продукты между промежуточными и конечными
потребителями влияет на величину добавленной стоимости, которая распределяется
между оплатой труда и прибылью. Бремя налогов на заработную плату и социальные
взносы может перекладываться на наемных работников, уменьшая непосредственную
зарплату, или на предпринимателей. В последнем случае угнетается прибыль,
которой принадлежит наиболее активная роль в инициировании экономического
роста.
Налогообложение доходов агентов производства изменяет результаты
индивидуального распределения, модифицируется спрос на товары и услуги, которые
в следующих производственных циклах начинают влиять и на механизм
функционального распределения.
В литературе различаются две основные модели налоговой политики — кейн-сианская
и неоклассическая.
Кейнсианская модель основывается на стимулировании совокупного спроса с помощью
налогов и государственных расходов. Ее инструментами являются налоговые льготы,
налоговые ставки и государственные расходы. Кейнсианцы выступают за
прогрессивное налогообложение доходов, поскольку низкие доходы быстро и целиком
идут на потребление, тогда как высокие доходы часто оседают в сбережениях и, не
будучи целиком конвертированы в инвестиции, стимулируют производство намного
меньше. Это считается ими более справедливым, с социальной точки зрения.
Поэтому они являются противниками урезания заработной платы, даже если это идет
вразрез с динамикой производительности труда.
Неоклассическая модель экономики предусматривает налоговое стимулирование
предложения факторов производства путем снижения предельных налоговых ставок,
уменьшения налоговой прогрессии соответственно закономерностям кривой А.
Лаффера, расширения налоговой базы благодаря ликвидации или ограничению
налоговых льгот. Упор делается на то, чтобы отстранить препятствия, которые
лежат на пути эффективного использования факторов производства, такие, как
отсутствие стимулов к работе и инвестированию, связанные с высоким уровнем и
неблагоприятной структурой налогов. Активная социальная политика, с точки
зрения неоклассиков, оказывает содействие рос