Ви є тут

Управління підприємствами друкованих ЗМІ: маркетингово-орієнтований підхід

Автор: 
Брадов Володимир Вікторович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004483
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЕЧАТНЫХ СМИ
2.1. Тенденции развития рынка печатных СМИ
Информационный продукт, произведенный ППСМИ, оформленный в виде товарной
единицы (номера газеты, журнала или другого вида периодического издания) и
наделенный рядом качественно-количественных характеристик, как отмечалось выше,
предлагается к услугам потребителя на рынке печатных средств массовой
информации, формирование которого происходит главным образом за счет изданий,
выпускаемых отечественными предпринимательскими структурами, общественными
организациями и партиями, научными учреждениями и учебными заведениями, а также
органами исполнительной власти и местного самоуправления. С начала перехода
отечественных СМИ на рыночные условия хозяйствования в Украине прошли
государственную регистрацию и получили право на выход около 22,8 тыс.
периодических печатных издания [112]. Большая часть из них (12,8 тыс.
наименований) составляют издания местной сферы распространения, остальные –
издания общегосударственной и региональной сферы распространения. Определенное
влияние на общую рыночную ситуацию оказывает экспансия на национальный рынок
международных издательских проектов, импорт периодики из стран ближнего
зарубежья.
Среди изданий общегосударственной и региональной сферы распространения
преобладают журналы – 46,5%, затем идут газеты (38,3%), сборники (8,2%),
бюллетени (3,8%), календари (1,8%), альманахи (0,8%), дайджесты (0,6%), а в
сегменте местной печати лидируют газеты – 83,6%, а журналы и издания
журнального типа составляют всего 16,4%.
Печатные средства массовой информации поступают на рынок определенным тиражом.
В последние годы отмечается тенденция роста предложения тиражей бюллетеней,
альманахов, календарей, а также изданий газетного вида (табл. 2.1). Особо это
заметно на тиражной динамике первых трех видов печатных СМИ.
Таблица 2.1
Динамика тиражей по видам печатных изданий
Вид издания
Ед.
изм.
Темпы
2004 г. к 2002 г.
2002
2003
2004
Газеты
100
103,7
104,3
107,9
Журналы
100
104,4
102,1
98,6
Сборники
100
103,8
100,7
81,4
Бюллетени
100
120,9
119,6
140,4
Альманахи
100
117,8
111,9
127,8
Календари
100
478,4
496,2
1711,1
ИТОГО
100
103,5
104,2
109,3
Если в случае с газетами рост объясняется традиционным стремлением предприятий
печатных СМИ добиваться оптимального для продажи и привлекательного для
рекламодателя тиража, то лидерству тиражей бюллетеней, альманахов, календарей,
как периодических изданий, объяснение иное. До последнего времени отечественный
рынок был представлен главным образом газетами, журналами и сборниками, и
обращение предприятий к неиспользованным ранее возможностям версификации
выпускаемой информационной продукции в целом отразилось на тиражной динамике.
Можно с уверенностью прогнозировать, что по мере насыщения рынка возможно
снижение показателей роста тиражей по этим видам печатных изданий.
По периодичности выхода на рынке наиболее представлены еженедельники (рис.2.1).
Их доля составляет 56%. Далее идут издания, выпускаемые дважды в месяц – 19%.
Менее всего печатных средств массовой информации, которые практикуют ежедневный
(2-5 раз в неделю) выход – 10% [113].
Рис. 2.1 Структура рынка печатных СМИ по периодичности выхода изданий
Самый практикуемый среди печатных средств массовой информации формат – А3. Его
используют 60% изданий. На рис.2.2 также видно, что в меньшей степени, но
получили распространение и такие форматы изданий, как А2 (22%) и А4 (18%).
Рис.2.2 Структура рынка печатных СМИ по формату изданий
Учитывая технологические возможности имеющейся полиграфической базы, объем
выпускаемых изданий редко выходит за пределы возможных 16 – 32 страниц, а
красочность обычно ограничивается полноцветной обложкой и частью внутренних
полос. Это типично для подавляющего большинства изданий, формирующих на рынок
печатных СМИ.
Исключительно на украинском языке издается 19,6% печатных СМИ, на русском –
10,6%, смешанным текстом – 32,2%, параллельными выпусками – 17,6%. На рынке
также представлены издания, выходящие и на других языках.
Что касается тематической направленности печатных СМИ, то в сегменте
общегосударственной сферы распространения больше всего зарегистрировано
информационных – 19,7%, для досуга – 12,7%, научных – 11,5% и
общественно-политических – 11,2%. Далее идут рекламные (9,6%),
научно-популярные (6,5%), по вопросам экономики и бизнеса (5,6%),
производственно-практические (5,1%), для детей (3,0%), медицинские (2,75%),
правовые (2,4%), отраслевые (2,3%), по вопросам искусства (1,3%), для женщин
(0,5%), исторические (0,1%). Среди изданий местной сферы распространения
преобладают общественно-политические – 22,0%, информационные – 20,5 и рекламные
– 20,0% [112].
Современный рынок печатных СМИ изменчив. Для него характерна ситуация, когда
одни издания, по тем или иным причинам, уходят с рынка, оставшиеся –
закрепляются в избранной нише, включаются в борьбу за читательскую лояльность и
привязанность, за коммерческий успех и, в конечном итоге, – меняют существующие
здесь количественные и качественные соотношения. Так, по данным на 1.01.2005, в
стране регулярно выходило около 6 тыс. наименований газет и журналов, остальные
же зарегистрированные издания прекратили выход в силу своей
неконкурентоспособности или выполнив возложенную на них какую-то краткосрочную
функцию [114]. Тем не менее, в целом суммарный тираж, например, газет вырос на
387,8% и составил 1 тыс.807 экз. из расчета на 1 тыс. человек [115].
Формирование предложения в темати