Вы здесь

Геоекологічна експертиза адміністративних територій (на прикладі Великого Севастополя)

Автор: 
Панкеєва Тетяна Вікторівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U004581
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГЭЭАТ
2.1. Нормативно-правовое регулирование
Вопросы регулирования взаимодействия общества и природы рассматриваются
экологическим правом. Нормы экологического права рассмотрены в работах
[5,107-109]. В настоящее время на Украине в связи с развитием экспертной
деятельности активно формируется нормативно-законодательная база.
Нормативно-правовое обеспечение в области экспертной деятельности представлено
законами и актами природоохранного законодательства Украины, а также
соответствующими указами Президента Украины, решениями и постановлениями
Верховного Совета и Кабинета Министров Украины. Перечень нормативных
документов, используемых в области экологической деятельности, представлен в
приложении А.1. Нормативно-законодательная база ЭЭ базируется на следующих
основных природоохранных законах Украины: «Про екологічну експертизу» (1995)
[1], «Об охране окружающей природной среды» (1996) [2], «Про наукову та
наукову-технічну екпертизу» (1995) [110]. В связи с принятием законов на
законодательном уровне были урегулированы требования по проведению
государственной экологической экспертизы, был предъявлен качественно новый
подход к оценке значимости ЭЭ. Геоэкологическое экспертное направление в
настоящее время не имеет собственной правовой базы и развивается в рамках
экологического права.
В ст.4 Закона [1] закреплена правомерность проведения экспертиз территорий.
Государственной ЭЭ подлежат: ” …экологические ситуации, которые сложились в
отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и
комплексы, которые оказывают значительное отрицательное воздействие на
состояние окружающей природной среды”. Таким образом, внедрение ГЭЭАТ не
противоречит требованиям ЭЭ и соответствует экологической реформе, которая
осуществляется на Украине. Поэтому в дальнейшем необходимо рассмотреть вопрос о
дополнении перечня объектов ЭЭ в ст. 14 Закона [1] включая в их состав
административные территории.
Согласно Закону [1] юридическое значение выводов на уровне обязательного
исполнения характерно только для государственной ЭЭ, все другие формы имеют
рекомендательные функции и могут быть использованы органами, осуществляющими
государственную ЭЭ, или органами, принимающими решение о реализации объекта
экспертизы. Исходя из чрезвычайной важности ГЭЭАТ, как одного из механизмов
реализации концепции устойчивого развития, необходимо ставить вопрос о том, что
ГЭЭАТ должна иметь статус государственной.
На первых этапах становления ГЭЭАТ может опираться на существующую
нормативно-правовую базу, но в дальнейшем необходим механизм
нормативно-правового регулирования ГЭЭАТ. Создание нормативной базы позволит
выработать механизмы и нормы, регулирующие внутренние этапы ГЭЭАТ; порядок
проведения, структуру и содержание, правонарушения и виды ответственности в
области ГЭЭАТ.
2.2. Процедура ГЭЭАТ
Процедура ГЭЭАТ представляет собой логически последовательную, согласованную,
организованную систему этапов эколого-экспертной деятельности, в ходе которой
эксперты решают задачи экспертной оценки (включающую оценку коадаптивности
природной и хозяйственной подсистемы административных территорий) и
вырабатывают обоснованное и объективное экспертное заключение. Это, по сути,
научно-исследовательский процесс. За основу процедуры ГЭЭАТ принимается
процедура реализации ЭЭ и ГЭЭ. Однако, в ввиду сложности и объемности
организация ГЭЭАТ имеет свои специфические особенности.
Предлагается следующая процедурная система ГЭЭАТ (рис.2.1).
1. Предэкспертный этап:
- принятие решения о необходимости ГЭЭАТ;
- оформление заявки на проведение ГЭЭАТ (прием у заказчика документов);
- назначение экспертной комиссии и организация ее работы;
- определение цели ГЭЭАТ, круга вопросов, которые будут рассматриваться во
время экспертирования;
- разработка протокола ГЭЭАТ (порядка его проведения на основании определенных
ранее целей, круга вопросов и исходной информации), включающего перечень
требований, подходов, процедур, которые должны придерживаться эксперты;
- подготовка плана ГЭЭАТ, включающего три пункта: 1) определение персонального
состава экспертной группы с распределением функциональных обязанностей между ее
членами; 2) график проведения ГЭЭАТ; 3) план организационно-технических
мероприятий по проведению ГЭЭАТ;
- собрание экспертной комиссии в связи с началом работы (утверждение экспертной
комиссии, распределение обязанностей и др.);
- работа по сбору информации и установление общих положений об объекте ГЭЭАТ.
2. Собственно ГЭЭАТ (аналитический этап) предполагает оценку коадаптивности
природной и хозяйственной подсистемы административных территорий с элементами
анализа территориальной организации для выработки мер по ее стабилизации и
обеспечения устойчивого развития региона. Выводы экспертной комиссии находят
отражение в экспертном заключении.
3. Постэкспертный этап. Данный этап предполагает наблюдение за выполнением
рекомендаций ГЭЭАТ.
Геоэколого-экспертный процесс начинается с принятия решения о необходимости
проведения ГЭЭАТ. Решение принимается заказчиком или органами, обеспечивающие
соблюдение норм экологической безопасности в Украине.
Заказчиком ГЭЭАТ могут выступать: административные органы (республиканские,
областные, районные администрации, местные органы самоуправления); органы,
обеспечивающими соблюдение норм развития экологической безопасности
(Министерство охраны окружающей среды и его структурные - подразделения на
местах, органы исполнительной власти); научно-прои