Ви є тут

Українська естрадна музика і фольклор: взаємопроникнення і синтез.

Автор: 
Тормахова Вероніка Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U001363
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Пути влияния фольклора на украинскую эстрадную музыку
2.1 Типы взаимосвязи фольклора с эстрадной музыкой
В современной эстрадной музыке Украины представляется возможным выделить следующие типы взаимосвязей фольклорного искусства с джазом, роком и поп-музыкой:
1. Обработки народных песен.
2. Цитирование музыкально-фольклорного материала.
3. Создание оригинальных композиций на фольклорной основе -интонациях, звукорядах, текстах, приемах исполнения (применяется в джазе, рок- и поп-музыке).
4. Сплав национальной манеры исполнения с инофольклорной (применяется в джазе, поп-музыке).
В вышеизложенных типах взаимосвязей отмечены следующие способы развития музыкального материала, обеспечивающие взаимодействие фольклора с эстрадной музыкой, а именно: 1) переинтонирование фольклора (в джазе, рок- и поп-музыке); 2) проникновение интонационной сферы и приемов исполнения из фольклора в джаз, рок -, и поп-музыку.
Также взаимодействие эстрадной музыки и фольклора характеризуют следующие исполнительские приемы: 1) использование народных инструментов или манеры игры на них (используется в джазе, роке); 2) исполнение мелодических линий и многоголосных пластов в аутентичной фольклорно-певческой манере (применяется в джазе, рок- и поп-музыке).
В качестве примеров, подтверждающих вышеприведенные типы взаимосвязей, выбраны произведения следующих групп и исполнителей, представляющих:
джаз - группа "Garbooz trio" (запись 1999 г.);
джаз-рок - группа "Браты Блюзу" (запись - 1998 г.);
рок-н-ролл - группа "Браты Гадюкины" (запись - 1991 г., 2000 г.);
панк-рок - группа "ВВ" (запись - 2000 г.);
поп-музыку - группы "DAT" (запись - 2000 г.);
альтернативную1 поп-музыку - Катя Chilly (запись - 1998 г.);
поп-музыку в жанре поп-баллады - Мария Бурмака (запись 1997 г.).
Джаз в соединении с собственной национальной манерой сочинения и исполнения представлен творчеством Энвера Измайлова и его трио.
В дальнейшем изложении будет представлен анализ композиций этих групп и исполнителей по каждому из типов взаимосвязей фольклора с джазом, роком, и поп-музыкой.
2.2 Жанр "коломыйки" в эстрадной музыке.
В рассматриваемых композициях преобладают коломыйки или песни коломыечного типа (особенно это отражено в обработках народных песен и в оригинальных композициях на фольклорной основе). Это обусловлено особенностями славянского музыкального фольклорного мышления, определяемого В. Гошовским [27, с.151] как коломыечное мышление.
Многие исследователи фольклора склоняются к мнению, что коломыйка - это самобытный жанр украинского народного творчества, который сформировался в конце 18 - начале 19 в. Однако, по мнению В. Гошовского, термин "коломыйка" - равнозначен понятию песни с 14-сложной структурой стиха и ритмической формой ААВ - обозначает соответствующий песенный тип, а не определенный жанр. Коломыечная структура значительно старше, чем ее жанр и своими корнями уходит в 17 ст., о чем свидетельствуют, фольклорные образцы, обнаруженные в рукописных сборниках Ф. Колессой.
По мнению С. Грицы, [28, c.27-28] из древних слоев музыкального фольклора Карпат привлекает внимание тип мелодий коломыечного характера. Присущий украинскому фольклору жанр коломийки прочно сохранился у горного украинского населения, значительно расширив свои границы в западном и южном направлении (Словакия, Венгрия, южные районы Польши). Большая распространенность коломыйки, так же как и очень похожих на нее разновидностей, в музыкальном фольклоре Карпат обусловлена синкретическим характером этих жанров, объединением слова, музыки, танца, игры.
Как в украинских, так и в других славянских и неславянских коломыечных песнях огромную формообразующую роль играет мелодия. Благодаря четкой ритмической структуре она притягивает к себе множество песенных текстов, набирая черты групповой.
Опираясь на открытие Ф. Колессы, В. Гошовский исследовал песни коломыечного типа, распространенные не только в Западной, но и Восточной Украине, что привело его к выводу о существовании специфического "коломыечного мышления" [27, с.151]. Принимая во внимание повсеместное распространение коломыйки в Карпатах, вследствие чего почти весь музыкальный фольклор некоторых горных районов состоит из плясовых и неплясовых коломыек, обратимся к рассмотрению особенностей коломыечного типа.
В основе песен коломыечной структуры лежит ритм быстрого кругового танца, сопровождающегося импровизированным пением, выкриками и притопыванием. Коломыйка как песня, возникшая в синкретической связи с танцем, имеет четкую присущую только ей структуру и ритмическую форму. Несмотря на большое разнообразие мелодических вариантов, структурные и ритмические особенности плясовых коломыек проявляются настолько последовательно и неизменно, что их можно рассматривать как композиционные законы. К ним относятся: во-первых, 14-сложная структура стиха с двумя цезурами: первая после четвертого, а вторая - после восьмого слога 4+4+6; во-вторых: четырехтактное предложение с распределением слогонот 4+4+4+2 и ритмической формой ААВ; в-третьих, тождественность обоих предложений периода как с точки зрения ритмической формы, так и количества тактов; в-четвертых, двудольный метр. Например:

А (4) А(4) В(6) А (4) А (4) В(6)
Тематика песен разнообразна и отличается широким диапазоном, начиная от любовной лирики, и заканчивая гротеском и социальными мотивами. Распределение слов в запеве и припеве по содержанию не равнозначно.
Припев обычно состоит из ничего не значащих слов, типа "Эй, шиди-риди дин, шиди-риди дайна", во время исполнения которого певец может сосредоточиться и вспомнить слова следующего куплета.
Значительно большее место в музыкальном фольклоре Карпат занимает неплясовая коломыйка, коломыйка-песня. Это обычная лирическая песня коломыечной формы, которая отличается от своего танцевального первоисточника бол