Ви є тут

Психосемантична структура професійної свідомості психолога-практика.

Автор: 
Кучеровська Наталія Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U001617
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
РАЗРАБОТКА СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАДИГМАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
Общая идея пилотажного исследования психосемантической структуры профессионального сознания практикующих психологов заключается в том, чтобы, с одной стороны, выстроить адекватный проблеме и предмету исследования методический инструментарий, а с другой - в том, чтобы на материале группы экспертов (специалистов высокого уровня профессиональной квалификации в области психологического консультирования и психотерапии) получить данные, раскрывающие обобщенные представления о содержательном наполнении психосемантической структуры исследуемого объекта, и построить на их основании методику парадигмального семантического дифференциала.
2. 1. Методика и процедура пилотажного эксперимента
Экспериментальная процедура данного этапа исследования, в соответствии с поставленными задачами и спецификой предмета, включает ряд последовательных этапов:
І. Этап конструирования методики, согласно общей логике построения психосемантических исследований [163], включает процедуру отбора объектов классификации из широкого содержательного поля конкретной предметной области. Поскольку методика конструируется по принципу оценочной решетки как одной из разновидностей репертуарного теста ролевых конструктов (РТРК) Дж. Келли [25], первоначально необходимо выделить объекты классификации, которые при построении матрицы данных составят строки (элементы) и столбцы (конструкты) оценочной решетки.
В контексте нашего исследования на данном этапе эксперимента объектами классификации являются основные направления психотерапии и психологического консультирования, представленные именами их авторов и наиболее известных представителей, а также структурные и содержательные характеристики этих направлений: способы профессионального взаимодействия психолога и клиента/пациента; теоретические представления о человеке, детерминантах и движущих силах его развития; организационные особенности психотерапевтического процесса.
Правило отбора объектов классификации состояло в том, чтобы предоставить испытуемым наиболее полный перечень имен авторов и представителей по всем основным направлениям и методам психологического консультирования и психотерапии. Таким образом, элементы здесь задаются не в виде обобщенных конструкций, а представляют собой имена конкретных людей. Всего нами предложено 41 имя, дополнительно к которым для оценивания предлагались "идеальная", по мнению респондентов, концепция психологического консультирования и психотерапии, а так же концепция, которой они придерживаются в своей практической деятельности ("рабочая" концепция). Таким образом, общее количество элементов матрицы - 43.
Характеристики, описывающие концепции и методы психологической помощи по ряду параметров представляют собой конструкты (биполярные шкалы) и располагаются в столбцах матрицы. Всего выделено 30 таких конструктов.
С целью дифференциальной оценки всех элементов матрицы по каждому из заданных конструктов, используется семибальная оценочная шкала.
Конструкты, используемые для создания оценочной решетки, могут быть как вызываемыми или первичными (порождаемые самим испытуемым в ходе сравнительного описания каких-либо объектов), так и заданными, которые исследователь выделяет самостоятельно. Принципиальное требование к отбору конструктов, которые задаются исследователем, состоит в том, чтобы элементы, используемые в оценочной решетке, попадали в так называемый "диапазон пригодности" (удобства, применимости) этих конструктов. Это связано с ограниченными возможностями конструктов, которые не являются универсальными и могут применяться только к некоторому ряду объектов. Соблюдение этого правила позволяет сохранить психологическую осмысленность данных, получаемых путем субъективного шкалирования [25; 110; 172; 173; 250]. Основания, по которым мы использовали именно заданные, а не вызываемые первичные (или поверхностные) конструкты, определяются существом проблемы конкретно данного исследования. Реконструкция психосемантической структуры профессионального сознания практикующих психологов, а другими словами группового сознания определенного профессионального сообщества, предполагает сопоставление субъективных оценочных реакций испытуемых по ряду вполне конкретных стимулов. В этой связи явное преимущество, которое предоставляет исследователю использование заданных конструктов, состоит в том, что они дают возможность построить куб данных и проанализировать оценочные реакции испытуемых по идентичным основаниям.
Выделение элементов и конструктов производилось нами на основании современной научной литературы и периодических изданий по проблемам психологического консультирования и психотерапии [9; 11; 10; 25; 37; 39; 48; 49; 50; 56; 89; 90 ; 93; 97; 95; 102; 103; 104; 107; 108; 159; 160; 165; 199; 201; 212].
По своему содержанию объекты классификации вполне соответствуют правилу "диапазона применимости", что обеспечивает конструктивную валидность измерительного инструмента и, соответственно, достаточный уровень надежности результатов (Приложение А).
В качестве респондентов на данном этапе исследования выступили высококвалифицированные специалисты из России и Украины, имеющие большой опыт практической работы в психологическом консультировании и психотерапии, а также признанный авторитет в профессиональном сообществе психологов-практиков. Показатели квалификации, которые учитывались при отборе респондентов экспертной группы - наличие ученой степени, опыт практической работы в психологической практике более 10-ти лет. Авторитетность в профессиональном сообществе оценивалась на основании данных современных научных публикаций, а также опроса молодых специалистов и студентов выпускных курсов специальности "психология". Приглашение принять участие в нашем исследовании и стимульные материалы были разосланы 43 специалистам. Фактически приняли участие 24 чело