Ви є тут

Природа символу у творчості М.І. Цвєтаєвої

Автор: 
Кулешова Тетяна В\'ячеславівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002267
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА: "SYMBOLARIUM" М. ЦВЕТАЕВОЙ

2.1. Символика стихий в картине мира М.И. Цветаевой
З.Г. Минц и Ю.М. Лотман в работе "Образы природных стихий в русской литературе" говорят о новом интересе к понятию "стихия" в системе символизма 1890-х гг., когда происходит "переоценка всей структуры понятия "стихия". Стихийное начало реабилитируется. Образы стихий становятся доминантами, входят в основные противопоставления символистской картины мира. Создается целостная мифология стихий" [100, с.40]. М.Цветаева писала: "Пока ты поэт, тебе гибели в стихии нет, ибо все возвращает тебя в стихию стихий: слово" [т.5, с.351], утверждая представление о слове, о поэзии как о стихии со своими собственными законами. "Поэт... - явление стихийное... Такова уже природа нашей породы, что мы больше отзываемся на горящий, чем на строящийся дом" [214, с.476]. Но помимо такого явного, иногда нарушающего общепринятые представления, мифологизирования стихии слова, творчество М.Цветаевой и многих ее современников часто обращено к представлениям космологического характера, она "возвращает в поэзию исходное, архаическое мифомышление, саму стихию творения" [137, с.19].
На рубеже ХIХ-ХХ веков, когда развивается символизм как новое направление в русской литературе, образы природных стихий становятся доминирующими в символистской картине мира. В обстановке кануна, рубежа - исторического и духовного, когда "что-то в России ломалось" [44, с.54], - рождалось ощущение катастрофичности жизни, подчиненности всего мироздания буйству неведомых стихий (подробнее о формировании общественного сознания российской культурной элиты рубежа ХІХ-ХХ веков в монографии М.А. Воскресенской [38]).
Так, мифология природных стихий составляет основу мифопоэтического сознания А. Блока. Дисгармония мира (страшный мир) устраняется путем гармонического слияния стихий земли и неба и бесконечной космической музыки. Основную тематику пейзажной лирики и акварельных миниатюр М. Волошина также составляют природные стихии. В числе изображаемых им стихий природы: земля, вода, свет, стихия гор и камня. Вслед за художником К.Ф. Богаевским М. Волошин мифологизирует природу Восточного Крыма под углом зрения человеческой истории. Восприятие древности как образца сформировало архетипичность литературного творчества Волошина, которое, в свою очередь, оказало большое влияние на поэзию Марины Цветаевой и, несомненно, в какой-то степени сказалось на ее восприятии природы (подробнее об этом в работах Н.С. Кавакиты [65], Е.А. Нестеровой [132], Е.Н. Прибытько [148]).
В творчестве М.Цветаевой мифологемы огонь, вода, земля, небо получили собственную художественную реализацию. Иногда они несут общепринятое значение, однако часто поэтесса наделяет их рядом черт, не свойственных современной ей культуре, восходящих к архаике, а иногда и индивидуальных.
В культурной традиции человечества огонь и вода являются элементарными посредниками, символизируя "влияния, которые земля испытывает со стороны небесного огня в виде света и тепла, в то время как ветер и дождь зависят от промежуточного пространства" [19, с.62]. А мифологемы небо, земля являются крайними полюсами мироздания и представляют собой знаменитую Мировую ось. Именно она и является одним из важнейших структурных элементов цветаевской картины мира. Однако прежде, чем обратиться к подробному изучению символа вертикали, мы более пристально рассмотрим символы четырех стихий в поэтическом мире М.Цветаевой.
Образы природных стихий занимали ведущее место в сознании древнего человека. Главными элементами основных мифов во многих культурах стали именно мифологемы земли, воды, огня, воздуха. Архаическое мировосприятие предполагало мифологизацию природных стихий, отождествление человека с окружающим миром и восприятие природы как одушевленного начала. Так сформировались архетипы природы, получившие свое дальнейшее развитие в фольклоре и литературе.
Мифологема огня в творчестве М.Цветаевой - одна из наиболее употребительных и имеющих широкий спектр звучаний. Изначальная символика огня амбивалентна, еще Гераклит указывал на его двойственную природу разрушающей и порождающей силы. Согласно архаическим представлениям, огонь архе находится внутри центра Земли и является основой, началом всех вещей [228, с.356].
Основная функция огня заключается в преобразовании всего, что он охватывает, из состояния несовершенства в состояние высшего порядка [19, с.65]. Именно к этой функции обращается М.Цветаева в сцене пожара поэмы "На Красном Коне":
Трещи, тысячелетний ларь!
Пылай накопленная кладь!
Мой дом - над всеми государь
Мне нечего желать! [т.3, с.17].
Огонь - извечный символ бессознательных психических процессов, тот символ, который способен к преобразованию бессознательного и созданию новых качеств личности. Огонь, единение с огнем - приближает к богам. Так, для древнего грека огонь был связан с живым ощущением присутствия бога; М.Цветаева, которая очень любила мифы Древней Греции (особенно в изложении Ф. Зелинского) трактует образ Сивиллы именно в контексте такого мировоззрения:
Сивилла: выжжена, Сивилла: ствол
Все птици вымерли, но Бог вошел [т.2, с.136].
Нельзя не вспомнить о том, что огонь является архетипическим образом явлений в себе. Как указывает Мирча Элиаде в "Мифах, сновидениях, мистериях", прохождение через огонь символизирует выход за пределы человеческих возможностей [115, с.386]. Поэтому поэт в творчестве Цветаевой - "огнепоклонник", несущий в себе саму стихию огня, которая преобразует явления земной жизни в творчество:
Под смуглыми веками -
Пожар златокрылый [т.2, с.66].
В данном случае представляется важным обратить внимание на то, что в случае с поэтом пожар вдохновения - золотого цвета. Согласно утверждению А. Ханзен-Леве, "повсюду, где огонь выступает в своей