Вы здесь

Діалогічна природа рок-твору

Автор: 
Ротберг Наталя Володимирівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
0407U004530
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
ПОЭТИКА ДИАЛОГА РОК-ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Как мы уже отметили, среди теоретико-литераурных исследований рок-поэзии видное
место принадлежит работам тематических сборников ТвГУ «Рок-поэзия: текст и
контекст», но проблемы поэтики диалога рок-произведения здесь прояснены очень
мало. Результат обзора этих работ в сжатом, реферативном виде можно представить
следующим образом.
Прежде всего, это работы, посвященные вопросу самоопределения рок-поэзии, ее
места в рок-культуре, литературе и художественном творчесве, литературного и
социокультурного ее значения. В частности, рассморены проблемы мета-текста,
выражения урбанистического сознания в рок-поэзии, особой роли рока в СССР и пр.
Также анализируются вопросы соотношения музыки и текста, логоцентрической
тенденции, проблемы целостности, «бумагизации» (Ю.В. Доманский) и издательской
практики, предложены методики анализа произведений с пометкой «рок» как
синтетических. Для работ данной группы характерны прибегание к
культурологическим, психологическим, этнографическим методам исследования, что,
с точки зрения литературоведческого анализа, можно принять за недостаток.
Однако, учитывая специфику рок-поэзии и рок-текста как предмета изучения,
наличие данных работ представляется не только оправданным, но и совершенно
необходимым, посольку последние «вводят в тему» и позволяют прояснить
особенности вербальной составляющей на фоне общего контекста рок-произведения
как произведения синтетического.
Более объемный корпус статей посвящен исследованию поэтики собственно
рок-текстов и акцентирует внимание на следующих вопросах: рок-лингвистика,
слово в русском роке, статус автора и лирического героя, проблема анализа стиха
рок-произведений как особого типа текста, циклизация и пр. Важное место в этих
работах занимает также вопрос о преемственности и новаторстве рок-поэзии: ее
взаимоотношении с другими этапами литературно-художественного сознания (в
частности, иследователи омечают связь поэтики рок-произведений с мифологизмом,
романтизмом и Серебряным веком), с представителями не только классики и
современности, но и механизмы взаимодействия рок-поэтов раннего (1970-е гг.) и
более позднего периода (1980-1990-е гг.) развития рока (цитирование,
автоцитирование, иронизация и т.д.) (например, работа Е.В. Урубышевой
«Творчество А. Башалчева в циклизации «Русского альбома» Б. Гребенщикова»,
Я. Садовски «Две воды познания: о перекличке текстов В. Шахрина и
Б. Гребенщикова и др.), проблема переосмысления и интерпетации традиционных
мотивов (смерти, игры, сна), христианских мотивов (откровения, антрподицеи,
христологии, танатологии и пр.), образов, текстов («пушкинского»,
«петербургского», «провициального», московского»).
В качестве анализа рок-текстов наиболее распространенными являются метод
анализа одного произведения отдельно взятого рок-поэта; анализа альбома как
аналога лирического цикла стихотворений; рассмотрение тех или иных аспектов
поэтики творчества группы или исполнителя (язык произведений, специфика
образной системы, тематики, хронотопа, субъектно-объектной организации,
рецепция традиционных культурных мотивов и пр.).
Примечательно, что исследователи отмечают создание рок-поэтами и собственного
«текста» – «железнодорожного» (Ступников Д.О. «Символ поезда у Б. Пастернака и
рок-поэтов», Князев С.Н. «Неизбежность бегства. Идея пути в творческом созании
Ю. Наумова», Я. Садовски «Железная дорога в русской рок-поэзии перестройки и
послесоветского периода и «Мимо» В. Шахрина в контексте «железнодорожного»
текста русского рока», Т.О. Галичева «Мотив дороги в песенном твочестве
Д. Арбениной»).
Можно сказать, что косвенно проблема диалогичности затронута в статьях и
первой, и второй группы, поскольку они рассматривают диалог в самом
произведении (взаимодействие собственно текста с музыкальным и пластическим
элементами, взаимодействие с предшествующей традицией, с современными
литературными направлениями, полижанровость рок-произведений и пр.). Есть
несколько работ, в которых проблема диалогичности эксплицирована более явно
(Е.В. Павлова «Субъект-объектные отношения в альбоме Майка Науменко LV»,
О.Э. Никитина «Субъект-объектные отношения как структурообразующее начало
альбома М. Борзыкина «Двое», Г.С. Прохорова «Эволюция системы «певец-слушатель»
в альбомах гуппы «Новый Иерусалим»). Однако и здесь затронуты лишь аспекты
субъект-объектной организации произведения и схемы отношений «автор-реципиент».
Вопрос же про-философского и культурологичекого понимания диалога в отношении
поэтики рок-произведений практически не затрагивается.
Диалогизм рока обусловлен спецификой ряда процессов
культурологического; социально-политического; общемировоззренческого характера,
способствовавших его возникновению и развитию как жанра. Рок-культура – одно из
наиболее ярких проявлений заявившей о себе в начале ХХ века потребности
перехода к «новому мышлению» на уровне периферийного, нонконформистского
мировосприятия: «в ХХ веке идет формирование нового качества человечности,
осмысление которого может происходить пока лишь в периферийной зоне, ибо
существующие доминантные ориентации для этого не подходят, нужны новые. И
маргинальная сфера готовит этот результат, отражая напряженность и
болезненность самого пути» [100, с. 61]. Помимо прочего, этот переход нашел
выражение в диалогическом мышлении, основные положения и задачи которого были
выражены в концепциях представителей «философии диалога».
Так, благодаря маргинальным явлениям, культура имеет возможность заглянуть не
только