РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ АДАПТИВНОЙ НАСТРОЙКИ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ В ДВИЖИТЕЛЯХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Специфика эксплуатации ГД современных быстроходных ГМ гражданского и военного
применения состоит в том, что натяжение ГЦ должно соответствовать условиям
движения при изменении в широком диапазоне скорости и характеристик грунта [5,
62].
Задача соответствия натяжения ГЦ внешним и внутренним условиям работы ГД
является многофакторной и ее решение представляет собой сложную техническую
проблему. Наиболее существенными внешними факторами, оказывающими
принципиальное воздействие на натяжение ГЦ, являются физические характеристики
грунта, геометрия естественных и искусственных препятствий и скорость самой ГМ.
Указанные выше факторы могут иметь резко изменяющиеся мгновенные значения, что
определяет требования к параметрам работоспособности систем и механизмов,
которые должны успевать отрабатывать эти воздействия [41, 68].
Анализ работы существующих конструкций ГД и МН гусениц показывает, что на их
основе решаются следующие технические задачи:
* достижение максимальной проходимости;
* возможность изменения скоростей в широком диапазоне;
* максимальное увеличение плавности хода;
* обеспечение управляемого изменения клиренса.
Достижение поставленных целей возможно только при наличии быстродействующей
системы автоматического управления, а именно, механизмов, позволяющих с
заданной быстротой и точностью отрабатывать команды многофункциональной системы
управления. Такая задача сводится к своевременному регулированию натяжения ГЦ в
зависимости от изменения характеристик движения. Так, например, поворот ГМ
связан с потерей скорости. При этом для удержания ГЦ необходимо перемещать
направляющее колесо со скоростью, пропорциональной изменению скорости самой ГМ
[57].
Решение вопроса адекватной реакции на резко изменяющиеся характеристики
движения обусловливает наличие определенных требований к вновь создаваемым
конструктивным модификациям указанных механизмов.
К таким требованиям можно отнести:
* максимальное быстродействие;
* легкость управления;
* возможность реверса механизма;
* возможность фиксации в заданном положении;
* простота конструкции, совмещенная с высокой надежностью.
Указанное выше свидетельствует о том, что практическая реализация
автоматической регулировки натяжения каждой из гусениц ГД с целью оптимизации
движения и достижения максимальных значений КПД системы является актуальной
технической проблемой. Создание таких механизмов, позволяющих автоматически
поддерживать значение натяжения ГЦ, в соответствии с условиями любого момента
времени в динамике, а так же создание самой системы управления предусматривает
решение задачи оптимизации большого ряда факторов, возникающих при движении
ГТС.
Самой передовой тенденцией привода современных механизмов и машин является
максимальное приближение электромеханического преобразования энергии к зоне
технологического контакта.
При создании электромеханических устройств, стояла задача получения устройства,
способного с необходимой точностью и быстродействием выполнять команды системы
управления. Такими свойствами обладают прецизионные механизмы с электроприводом
типа винт-гайка. Здесь приближение технологического контакта достигнуто за счет
того, что гайка ролико-винтовой пары непосредственно закреплена в теле ротора
электродвигателя [7, 43, 103].
На их основе в работе усовершенствованы и предложены принципиально новые методы
адаптивного изменения натяжения гусениц ГТС:
1. Усовершенствован метод изменения натяжения ГЦ электромеханизмами за счет
перемещения направляющего колеса по дуге окружности кривошипом, отличающийся от
известного тем, что он оснащен ролико-винтовым электромеханическим приводом,
причем приводная гайка закреплена в расточке ротора электродвигателя;
2. Усовершенствован метод изменения натяжения ГЦ электромеханизмами за счет
перемещения направляющего колеса по прямой линии, отличающийся от известного
тем, что он оснащен ролико-винтовым электромеханическим приводом, причем
приводная гайка закреплена в расточке ротора электродвигателя;
3. Вариантом механизма предложенного второго способа является механизм,
оснащенный ролико-винтовым электромеханическим приводом, состоящий из двух
электродвигателей, причем гайка закреплена в расточке ротора каждого
электродвигателя;
4. Вариантом механизма предложенного второго способа является механизм,
оснащенный ролико-винтовым электромеханическим приводом, состоящий из двух
электродвигателей, причем приводная гайка закреплена в расточке жесткого
стержня.
2.1. Метод адаптивного изменения натяжения гусениц на основе перемещения
направляющего колеса
В настоящее время Одесским институтом Сухопутных войск совместно с Харьковским
КБМ имени А.А.Морозова и Харьковским институтом танковых войск НТУ "ХПИ"
проведены работы по созданию принципиально новых конструкций МН ГЦ.
Приоритетная справка на выдачу патента на изобретение «Электромеханический
механизм натяжения гусениц движителя боевой гусеничной машины» дана Украинским
институтом промышленной собственности (УКРПАТЕНТ) № а 2005 01545 от
21.02.2005г. [85].
Каждый из предложенных способов адаптивного изменения натяжения ГЦ основан на
использовании одного из вариантов указанных выше роликово-винтовых приводов и
способен при помощи системы автоматического управления автономно, либо по
команде оператора, поддерживать либо изменять натяжение путем перемещения
направляющего колеса.
Первый вариант МН гусеницы движителя ГМ состоит из кривошипного механизма с
осью направляющего колеса и осью кривошипа с регулировочным роликово-винтовым
механизмом и отличается от известного т
- Київ+380960830922