Ви є тут

Динаміка мовних порушень в процесі реабілітації післяінсультних хворих

Автор: 
Данько Руслан Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U000004
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНЫХ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие группы методик:
Методы оценки неврологического и функционального восстановления больных после
перенесенного инсульта.
Методы исследования нарушения речи после перенесенного инсульта.
Исследование состояния сосудистой системы мозга и мозгового кровотока методом
ультразвуковой допплерографии (УЗДГ).
Всем больным проводилось клиническое неврологическое и общесоматическое
обследование, инструментальные и лабораторные исследования для исключения
обострения сопутствующих заболеваний и метаболических расстройств: клинический
анализ крови, клинический анализ мочи, уровень глюкозы крови, биохимический
анализ, коагулограмма, электрокардиография, рентгенограмма органов грудной
клетки. Для уточнения характера, локализации и размеров очагов поражения
головного мозга всем больным проводилась компьютерная томография (КТ) головного
мозга на аппарате «СРТ - 1010». Части больным (21%) была проведена
магнитно-резонансная томография головного мозга (МРТ) на аппарате типа
«Образ-1» с напряженностью магнитного поля 0,12 Тл. Исследование проводилось с
использованием Т1 и Т2 ВИ и толщиной срезов 6-8 мм. Сканирование головного
проводилось в трех плоскостях: аксиальной, сагиттальной и фронтальной. Эти
методы давали возможность получать изображения головного мозга, ствола мозга,
области краниовертебрального перехода [102, 116].
Изменения на КТ у наших больных характеризовались двумя основными типами
тканевых изменений в зоне поражения: формирование кистозных полостей,
заполненных ликвороподобной жидкостью (кистозная трансформация), и пролиферация
глии (глиозная трансформация).
Методы исследования функционального статуса
Для оценки неврологического дефицита и динамики неврологических функций под
влиянием реабилитационного курса лечения использовали Шкалу четырехбалльной
оценки неврологических нарушений у постинсультных больных (Приложение А), что
позволяло определять степень выраженности клинических проявлений [12].
Общее функциональное восстановление оценивали по профилю PULSES (PULSES
Profile). Оценка построена таким образом, что чем ниже получаемый больным балл,
тем выше его функциональные возможности. Общая сумма баллов может варьировать
от 6 до 24 (Приложение Б) [12].
Независимость в повседневной жизни, уровень повседневной активности оценивался
по индексу активностей повседневной жизни Бартела (Barthel ADL Index) [299].
Оценка уровня повседневной активности производилась по сумме баллов,
определенных у больного по каждому из разделов текста: «0» (невозможность
выполнить задание), «5» (требуется помощь в выполнении задания) и «10» (полная
независимость в выполнении задания); суммарная оценка варьирует от 0 до 100
(Приложение В). Суммарный балл от 0 до 20 соответствует полной зависимости
больного, от 21 до 60 – выраженной зависимости, от 61 до 90 и от 91 до 99 –
соответственно умеренной и легкой зависимости.
Методы исследования нарушений речи и других высших мозговых функций после
перенесенного инсульта
По анамнестическим данным уточнялось состояние экспрессивной и импрессивной
речи, артикуляционного аппарата до развития инсульта. Исследовалось состояние
звукопроизношения, связной речи, понимание речи на слух, особенности развития
моторных функций, характер манипулятивной деятельности, наличие навыков
самообслуживания (в соотно­шении с возрастными нормами). При обследовании
больного обращалось внимании на: состояние сознания; психическую активность
(полная, истощаемость, заторможенность, инактивность, аспонтанность,
брадикинезия, возбуждение, расторможенность и т.д.); жалобы (активные, при
расспро­се); ориентировку (в месте, времени, прошлом, текущем дне,
растерян­ность, конфабуляции и т.д.); критику (к своей болезни, к сво­ему
поведению, к ошибкам в ис­следовании, отношение к другим людям); состояние
эмоциональной сферы (ослабление эмоций, безразли­чие, усиление эмоций, страхи,
тревога, эйфория и т.д.) [3]. К моменту поступления в реабилитационный Центр у
всех больных отмечалось частичное спонтанное восстановление речи.
Нами изучалась импрессивая речь. Исследовалось понимание речи: слов, простых
предложений, логико-грамматических структур. Проводилось исследование
фонематического слуха: отличие близких фонем, выделение определенного звука из
ряда звуков, определение наличия звука в слове, определение состояния
фонематического анализа, определение состояния фонематического представления.
Проводилось исследование понимания слов (сохранность номинативной функции), у
больного определялось: понимание значения слов с опорой на картинку и без
зрительной опоры. Сначала обследовался активный, а потом пассивный словарь
больного. Подбирались рисунки для исследования словарного запаса слов. Давали
задания на подбор синонимов, антонимов, слов с общим корнем. Проводились пробы,
при которых больному предлагались группы слов, отличающиеся лишь одной фонемой
[8].
Проводилось исследование понимания простых предложений:
* больному задавался ряд вопросов на которые он должен был ответить;
* больному предъявлялся ряд простых фраз, пос­ле чего он должен каждый раз
найти картинку, на которой изображено соответству­ющее событие;
* применялся прием исполнения словесных приказов при расширенном объеме фраз,
как это делается в известной пробе Пьера Мари, включающей выполнение трех
последовательных действий, сформулированных в одном предложении.
Проводилось исследование понимания логико-грамматических структур (импрессивный
грамматизм).
Проводилось исследование так же экспрессивной речи: