Вы здесь

Вплив релігійного фактору на становлення громадянського суспільства

Автор: 
Гарас Людмила Миколаївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
0408U000540
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Гражданское общество как социальная форма новоевропейской цивилизации
Гражданское общество, государство, церковь являются необходимыми автономными,
но вместе с тем взаимодействующими и взаимопроникающими сферами человеческой
жизни. Не случайно проблематика их взаимоотношений была и остается областью
важнейших интересов ученых и церковных деятелей.
Эти общественные силы объективно нуждаются одна в другой, хотя повседневное их
взаимодействие едва ли может быть идилличным, так как каждая из них имеет свою
особую природу, отражает принципиально несходные сферы человеческого общежития.
В деятельности религиозных объединений, прежде всего, проявляет себя
устремленность людей к духовным ценностям, в делах государства присутствует
стремление к четкой и формализованной институционализации межчеловеческих
связей, а в практике гражданского общества наблюдается тяготение к различным
формам повседневной самодеятельности и самовыражения людей. Признание
безусловной ценности человеческой личности, ее внутренней свободы и глубины, ее
внутренней духовной перспективы — одна из неотъемлемых предпосылок их
взаимодействия.
Именно в рамках гражданского общества и правового государства, как одного из
важнейших его признаков, сфера религиозных отношений способствует
самовоспроизводству жизненно важных для социума форм социального,
нравственного, благотворительного и общекультурного служения людей. Свободные
религиозные (или вдохновляемые религиозными ценностями и понятиями) объединения
играют в современном обществе важную роль в сдерживании сил произвола, в
поддержке социально-обездоленных, в организации системы гуманитарной помощи, в
распространении священных текстов и традиционной музыки, в поддержании и
восстановлении памятников культового искусства, в историко-религиозных научных
исследованиях, в экологических и правозащитных инициативах. Все это составляет
незаменимое духовное и смысловое богатство современного общества.
Гражданское общество представляет собой систему социальных связей,
обеспечивающих жизнедеятельность социокультурных и общественно-политических
институтов, независимых от государства и призванных обеспечить условия для
самореализации индивида. В этой системе экономические, профессиональные,
культурные, религиозные, идеологические, частные интересы людей реализуются
через такие институты, как семья, научные, профессиональные и культурные союзы,
ассоциации, религиозные организации и ряд других. Через одновременное
существование разнородных сил и течений, объединяемых стремлением к совместной
жизни, гражданское общество выражает интересы индивида и социальных групп.
Современные исследователи выделяют несколько особенностей гражданского
общества: оно отличается негосударственным характером; является
самоуправляющимися. Оно структурируется по своим, прежде всего,
этнографическим, экономическим и политическим интересам и создает необходимые
органы самоуправления данными структурными образованиями. Гражданское общество
имеет направленно групповой характер, так как оно осуществляет управление и
организованную реализацию не индивидуальных, а групповых интересов людей. И
если государство реализует общие социальные функции, то гражданское общество
сосредотачивается на выполнении групповых функций (функций организованных групп
населения).
Зрелость и действенность гражданского общества достигается с приобретением
системного характера, которая носит координационный, а не субординационный
характер. Таким образом, все социальные общности (организованные по интересам
группы) не соподчинены друг другу, а взаимодействуют в соответствии с принятыми
межгрупповыми и социальными нормами. Некоторые из этих норм освящаются
государством и приобретают силу государственных законов, иных государственных
нормативных актов; другие - имеют форму межгрупповых соглашений и договоров.
Именно государственные и межгрупповые нормативы приводят различные части,
стороны и элементы негосударственной социальной управленческой структуры в
систему, которая и выступит как гражданское общество [146, с. 23]. Таким
образом, гражданское общество является системой негосударственного социального
самоуправления организованных групп населения.
Гражданское общество нельзя создать искусственно. Оно появляется только при
созревании предпосылок гражданского компромисса и мировоззренческого
плюрализма, в условиях свободы рыночных отношений, осуществления прав и свобод
человека. Неизменной основой правового государства выступает свобода личности.
Б. Кистяковский в своем труде «В защиту права» писал, что главное и самое
существенное содержание права составляет свобода, и право есть только там, где
есть свобода личности [147, с. 53].
С формированием и институционализацией политической демократии и правового
государства люди получили личную свободу в экономической, политической,
социальной и духовной жизни общества. При общности некоторых базовых
характеристик, понимание содержания и путей реализации свободы в каждом
конкретном обществе зависят от характера и содержания господствующих в нем
национально-культурных, общественно-исторических, социокультурных,
политико-культурных, конфессиональных и других норм, правил, ценностей и
установок. Свобода предоставляет свободу выбора одной из множества альтернатив.
Для свободы и защиты индивидуального человека совсем необязательно его
освобождение от всех форм принуждения, насилия, власти, наказания. Именно
государство и власть способны до