Ви є тут

Виконавська інтерпретація в аспекті психології особистості музиканта-артиста

Автор: 
Сирятська Тетяна Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U002295
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ:
ПСИХОЛОГО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Человек никогда не найдет
всей полноты только в себе самом.
Чтобы сохранить себя.. надо впитать
в себя живые взволнованные
голоса других...
М. Бахтин
Исполнитель неотторжим от собственной индивидуальности, которая в свою очередь является продуктом психофизического единства человека во всей совокупности его свойст и качеств1. Многие исследователи и артисты указывали на то, что психофизиологический тип зависит от наследственных задатков и формируется воспитанием. Так, например, А. Корто конкретно указал на эту мысль следующим образом: "Многие могут научиться хорошо играть на рояле, но их возможность стать великими пианистами - вопрос конституции" [135, с.208]. Среди пианистов всех эпох можно найти самые различные типы людей: пикник, тучный человек, ширококостный, крепкий, коренастый, с короткими пальцами, астеник с жилистой длинной кистью. Вспомним Рубинштейна: мощная конституция, бетховенская голова, великолепные короткие пальцы с большими подушечками. Черты интерпретации - масштабная трактовка, крупные формы и сказочно мощный звук. Композитор и органист М. Регер имел крупное сложение, тяжелое моллюскообразное туловище, при этом страдал чувствительностью. Отсюда - выдающаяся интерпретация произведений Баха, связные формы - стиль legato - и преобладание pp.
Лист - рослый, длинные костлявые руки с невиданными перепонками между пальцами - был типичным представителем виртуозной школы, создателем новой техники стремительных пассажей, трелей, октав. Примеры можно продолжить, однако важно с какой целью?
Желанием выявить механизм взаимообусловленности между психо-физиологической структурой интерпретирующей личности и направленностью исполнительского творчества продиктована задача данного раздела. Его содержание составит обоснование роли и значения психолого-аналитического подхода к изучению личности интерпретатора.
Определение свободы в контексте творческой деятельности имеет для музыканта как homo ludens абсолютный характер. Свобода как условие самоосуществления личности имеет принципиальное значение для субъектов современной научной интерпретации в различных областях гуманитарного знания: музыкальной эстетики, теории исполнительства, культурологии музыки.
Понятие культуры соотносимо с понятием личности, которое в свою очередь сопряжено с понятием свободы. Эта аксиома, заимствованная из социологии культуры последней трети ХХ века, отражает сложившуюся в западноевропейской культуре установку на субъектно-объектные отношения в творчестве [31]. Однако в связи с изменением исторической ситуации в культуре рубежа тысячелетий она наполняется кардинально новым смыслом. Каждая составляющая системы "мир - культура - личность - свобода" обретает новую жизнь.
Особенно ценно проследить трансформацию содержания этих понятий для исполнителей, которые участвуют в сотворчестве наравне с автором-композитором, начиная с эпохи Нового времени. В условиях композиторской практики Новейшего времени креативная функция исполнителя не только не отменяется, а, напротив, упрочивается (что наглядно подтверждает и современная концертно-фестивальная жизнь и композиторская практика в Украине, и, в частности, в Харькове). По этому поводу приведем авторитетное мнение Т. Чередниченко, которая, ссылаясь на иностранные источники, отмечает: "Музыкальное мышление расширило свои пределы, перестав быть мышлением посредством того или иного музыкального языка. Думается, именно из этой тенденции, проявившейся в авангардистском творчестве, вытекают такие явления, как симбиоз композитора и исполнителя (последнему предоставляется право и даже вменяется в обязанность многообразно конкретизировать нотный текст, обретший особую "недописанность")" [148, с.140].
2.1. Выбор методологических позиций
В данном подразделе, посвященном интерпретирующей личности и способам изучения её влияния на результат творческой деятельности, избраны две методологических позиции, каждая из которых имеет давнюю философско-психологическую традицию и связана с соответствующим базовым понятием.
1. Первая из них - психология личности, которая предлагает ряд взаимосвязанных категорий: "человек", "индивидуальность", "субъект". В нашем случае к интерпретационной деятельности имеет прямое отношение понятие "личность". Под ним в данной работе следует понимать субъекта музыкально-исполнительской деятельности и познания.
Из множества существующих в психологической науке определений личности мы избрали в качестве ключевого определение швейцарского психолога Э. Берна, в связи с тем, что в нем наличествует аспект энергии как важнейшей составной человеческой личности. Э. Берн в данном случае один из первых психологов, кто стал развивать античный взгляд на энергию наряду с другими: "Человек - это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических стремлений. Как и любая энергетическая система, он все время пытается прийти в состояние покоя. Для этого и служит энергия; ее таинственная функция - восстановить собственное равновесие" [101, с. 442].
Сложность проблемы анализа личности как энергетической системы заключается в многомерности самого понятия "человек".
Современные философы так представляют смысловую модель человека: "Человек есть пересечение четырех смысловых сфер (биосфера, когнитивная сфера, социальная сфера, духовная сфера) в континууме пространства и времени и объединение этих сфер в континууме их атрибутов" [2, с. 128]. Согласно определению философа А. Агафонова, суть определения человека можно выразить через местоимение "Я": "Человек есть единомножие "Я" телесного, "Я" когнитивного, "Я" социального, "Я" духовного" [там же]. Отсюда следует вопрос: касается ли это дефиниция исполнителя и что может дать ее экстраполяция на деятельность музыканта в аспекте интересующей нас проблеме.
Исполнитель как субъект творческой деятельности является ярким примером "единомножия" телесного, когнитивного, духовного