Ви є тут

Архітектурно-планувальне формування яхтових комплексів.

Автор: 
Богомолов Олександр Євгенович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U002614
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ И ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
ЯХТЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
2.1. Градостроительные особенности размещения яхтенных комплексов
Организация отдыха и создание для этого оптимальной среды в условиях научно-технического прогресса, усиленной урбанизации и увеличения плотности населения в городах приводит к возрастанию масштабов развития внутреннего и международного туризма, различных видов и форм отдыха, любительского спорта. Последние десятилетия характеризуются повышенным интересом к физкультурно-оздоровительным занятиям как увлекательному виду досуга, который порождает всё новые виды занятий и необходимые для них новые типы зданий и сооружений ?1?.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что около половины населения планеты предпочитает отдых у моря. Наличие большого контингента отдыхающих выдвигает проблему создания целой сети спортивно-оздоровительных и курортных объектов в городах ?76?. Еженедельные выезды людей за пределы города вызывают необходимость архитектурной организации среды для отдыха в пригородах и увеличения объёмов строительства "вторичного" жилья в сельских местностях, находящихся в зоне влияния крупного градообразования ?101?.
Организация природного ландшафта, построение сети рекреационных центров и туристских трасс в районах, органичная связь архитектуры с природной средой являются основными задачами при освоении прибрежных территорий. Зарубежный опыт показал, что при формировании архитектурно-планировочной организации приморского рекреационного центра неотъемлемым его элементом является яхтенный комплекс ?44?. Это, в первую очередь, связано с популяризацией различных форм и видов водного спорта, туризма и отдыха, а также с удешевлением стоимости самих плавательных средств. Наличие в приморском рекреационном центре яхтенного комплекса значительно увеличивает его рыночную стоимость ?56?. Поэтому представляется актуальным подробно рассмотреть приёмы размещения яхтенных комплексов.
Недостатками яхтенных комплексов в Украине является их обособленность, достаточно большая отдалённость друг от друга, небольшой объём услуг, низкий уровень сервиса. Всё это приводит к затруднённости плавания в прибрежных водах Украины для большинства плавательных средств, так как именно малые и средние яхты являются основным элементом в яхтенной индустрии, а дальность их плавания не позволяет с необходимой степенью безопасности и комфорта преодолевать эти расстояния.
Для создания благоприятных условий развития яхтинга необходим системный подход при выборе типа яхтенного комплекса, состава его объектов, размещения относительно населённых пунктов, расположению относительно функциональных зон городской агломерации. Представляется также необходимым создание сети яхтенных комплексов, организованной по принципу их взаимодополнения. Первой проблемой, с которой приходится сталкиваться при построении сети яхтенных комплексов, является их размещение по функциональным зонам систем расселения. ?36; 60;?
Дефицит городских прибрежных территорий, возрастающая необходимость в яхтенных стоянках обусловливают размещение яхтенных комплексов во всех функциональных зонах: загородной, селитебной, производственной. Перечисленные функциональные зоны относительно населённого пункта могут располагаться в структуре города или населённого пункта или за их пределами.
При анализе отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства яхтенных комплексов были выявлены основные приёмы размещения в пределах функциональных зон города (рис.2.1). Прибрежные
города, как правило, возникали в результате образования торгового или военного порта. Застройка формировалась вокруг гавани, предназначенной для стоянки судов.
По мере развития общества изменялась и градостроительная ситуация ?99?. Постоянно увеличивающийся грузооборот приводил к необходимости переноса или увеличения портовых территорий и акваторий. В результате разросшийся город имел в своей центральной части бухту, окружённую самой ценной исторической застройкой ?90?. Наиболее подходящим городским элементом в такой ситуации является яхтенный комплекс. Примером может служить "Порт Мсида" на Мальте и "Марина Коста Смеральда" в Италии (см. рис. 2.1).
Если город является морским центром региона, то его общественно-деловая жизнь непосредственно связана с морем. В таких городах в структуре общественного центра формируется яхтенный комплекс, который объединяется с торгово-выставочными объектами, предприятиями культурно-массового обслуживания. При этом образуются целые конгломераты, предназначенные для проведения различных мероприятий, начиная от яхтенных выставок и заканчивая представлениями артистов и музыкантов ?83?. Яхтенные комплексы в таких образованиях могут достигать больших размеров, формируя вокруг себя разнообразные функциональные зоны.
Ярким примером такого объединения можно считать "Порто Антико" в Генуе, где яхтенный комплекс объединяет в своей структуре здания морских выставок, музеев, торговые павильоны, концертные площадки, зоны отдыха и спорта. Стоит отметить, что часть зданий и сооружений, в которых находятся элементы яхтенного комплекса, изначально были построены под другие функции ?40?.
Формирование жилой застройки вдоль прибрежных территорий города связано с формированием набережных. При необходимости создаются зоны отдыха с пляжами. В зарубежных странах практикуется размещение яхтенных комплексов в структуре прибрежной зоны, предназначенных в основном для стоянки и хранения плавательных средств, которые принадлежат резидентам жилых массивов, расположенных вдоль берега. Такой вид кооперации яхтенного комплекса с жилой застройкой формирует зону отдыха прибрежных территорий города и его морской фасад, что получило реализацию в Фонтвиелле (Монако). Некоторые жилые комплексы строят непосредственно у линии уреза воды, с собственными пляжами и яхтенными стоянками. Это позволяет владельцам апартаментов пользоваться яхтой, пришв