Ви є тут

Символіка двоїчності в партіях оперних співачок-травесті.

Автор: 
Хань Сяоянь
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U002694
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2. Симметрия двойственных структур-образов в театральном оперном мышлении и амплуа травести.......................................... 52
2.1. Двоичные образования в театральных типажах-образах в их связи с мифологемами "близнечного" типа в Китае и в Европе......................... 52
2.2. Партии певиц-травести в классике западно-европейской опере (на примере анализа сочинений В. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Мейербера)........................................................................... 65
2.3. Партии травести в русской опере - в сочинениях М. Глинки, Н. Римского-Корсакова................................................................ 94
2.4. Актриса-травести в музыкальном театре ХХ века на примере сочинений Р. Штрауса и К. Дебюсси............................................................ 128
2.5. "Дважды-травести" амплуа актрис Шаусинской оперы................. 149
Выводы.................................................................................. 165
Список использованной литературы.............................................. 172
В В Е Д Е Н И Е
Актуальность темы исследования определяется тем, что выдвижение философских взглядов К. Юнга, А. Эйнштейна, Т. Лири отделило эпоху Рацио и классической философии XVII - XIX вв. от систематизаций внелогического порядка, освоенных в ХХ ст. и поставивших проблему феноменологического подхода. А художественным "спутником" этих переориентаций стал музыкальный театр ХХ века, синтезировавший архаику и наработки классического периода искусства, соединивший регинально-ментальные автономии художественной сферы и универсализм Древности, когда высокие достижения постпифагорейской Греции осознавались в приемственности от Востока.
Психологический феномен "удивления" А. Эйнштейн объявил главным инструментом философского познания ХХ века:
"Самое прекрасное, что выпадает на нашу долю, - это таинственное (курсив здесь и дальше Х.С.). Именно тайна лежит в основе того чувства, из которого вырастают искусства и наука..." [цит. по 12, с. 500].
Аффект удивления определял многое в классике пения XVII-XIX ст., вплоть до техники вокала во французской школе. Так, в вокальной педагогике Франции XX века устами Р. Дюгамеля утверждается, что только воспитание "эмоционального тембра", способного передать изменение настроений и чувство, может быть основой современного пения. А Р. Фюрер акцентировал важность работы над мимикой; в зависимости от выражения лица, соответствующего трем чувствам (удивление, печаль, радость), звук приобретает соответствующую "окраску" [110, с. 66].
Так "тайна" вокальной методики терминологически соотносится с методом научного открытия, вырисовывается метод философии, вырастающей из названного "чувства тайны", определяемой мистериальной акцией таинства. Рождение "теософии" в канун ХХ ст. составило логическое продолжение романтического интереса к "пантеизму" Я. Беме. Подобно этому, ширится влияние учения Лао-цзы, символический вариант которого заявил еще в ІІІ в.до н.э Шуньцзы. Логически выстроенное знание относительно непознаваемого (либо не подлежащего полноте познания) предмета называют символической философоией, тогда как художественные достижения реализма "жизнеподобия" в искусстве Европы оказались соединенными в ХХ ст. с завоеваниями "условного" - "символического" художественного мира и театра Востока.
Связь исследования с научными программами, планами темами - проявилась в том, что диссертация выполнялась на кафедре современной музыки и музыкальной культурологии и соответствует теме № 8 "Современная музыка в системе межпредметных связей гуманитарных дисциплин" перспективного тематического плана научной работы Одесской госудаоственной музыкальной академии им. А. В. Неждановой на 2000-2006 гг. Тема утверждена на заседании ученого совета академии (протокол № 2 от 03.05.2005 г.)
Объектом рассмотрения в диссертации является оперное искусство XVIII-XX вв. в контексте его мистериальных и философски-мировоззренческих стимулов.
Предметом является метафорические структуры оперных амплуа травести как выражение сценического дуализма, связаного с двоичностью художественной символики искусства Китая и Европы.
Цель исследования - выделение в оперных партиях певиц-травести мифологически-философских детерминаций художественных образов.
Конкретными задачами выступают:
1) обобщение сведений о символике двоичных сочленений в мифах и в философии, в параллелях Европы и китайского Востока;
2) обобщение данных о двоичных художественных структурах в связи с мифологемами "близнечных пар" и философско-рационалистической антитетичности;
3) прослеживание производности мистериальной двойственности певческого голоса и амплуа оперного певца в единстве с рационалистическим тождеством характера и сюжетно-образного действа;
4) анализ амплуа оперных партий травести европейской оперы в их "обращении" идеи оперного пения как акта мужского - физически и психологически в музыке конца XVIII - ХІХ вв.;
5) преобразование амплуа певиц-травести в искусстве ХХ века, в том числе с привлечением опыта китайского театра.
Материалом исследования являются партии сочинений В. Моцарта, Л. Бетховена, М. Глинки, Дж. Мейербера, Н. Римского-Корсакова, а также партий в музыкально-театральных композициях ХХ века (Р. Штрауса, К.Дебюсси), в том числе в искусстве Шаусинской оперы Китая. Большая часть этих задействованных в анализах музыкальных материалов составляет репертуар вокальных выступлений автора данного исследования.
Методологической основой исследования является концепция интонационного понимания музыки, содержащая общие позиции с китайской теорией музыки [72, 114]. Также привлечены положения работ А. Лосева [68;69] и С. Аверинцева [3а], выделявших методологическую приемственность мифологического и философского, художественного мира в аспекте символизации знания и мистериально-непознаваемого. Специально обращаем внимание на мифологему "бл