Ви є тут

Контроль просторової організації тіла школярів у процесі фізичного виховання.

Автор: 
Носова Наталія Леонідівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U002810
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования
Методологическую основу исследований составили базовые положения теории и методики физического воспитания [25, 104, 106, 126].
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ специальной научно-методической литературы.
2. Опрос.
3. Антропометрия.
4. Педагогические методы.
5. Визуальный скрининг.
6. Определение высоты расположения ОЦМ тела школьников.
7. Видеометрия.
8. Методы математической статистики.
2.1.1. Анализ специальной научно-методической литературы
Анализ литературных источников - это разновидность вторичного анализа информации, состоящая в изучении, сравнении результатов исследований разных авторов, проведенных в разное время и описанных в литературных источниках.
Для теоретического анализа специальной научно-методической литературы нами использовалась отечественная и зарубежная литература, раскрывающая закономерности формирования пространственной организации тела школьников, морфологического статуса и т.д.
Изучение специальной литературы позволило получить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить экспериментальные данные, касающиеся изучения факторов формирования пространственной организации, тела человека, особенностей расположения биозвеньев тела детей школьного возраста в пространстве. Особенное внимание уделялось изучению предпатологических состояний позвоночного столба, а именно физическому развитию, состоянию пространственной организации тела, естественной кинетике позвоночного столба, особенностям телосложения, физической подготовленности школьников. Изучение специальной литературы позволило получить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить экспериментальные данные в этой области.
В процессе работы над диссертационной работой было изучено 298 источника специальной научно-методической литературы, из них 38 иностранные.
2.1.2. Опрос
Опрос учителей физической культуры и родителей проводился с целью изучения факторов, оказывающих влияние на формирование пространственной организации тела школьников, а также определения уровня знаний относительно методов контроля пространственной организации тела школьников. Были опрошены учителя физической культуры и родители школьников.
В процессе работы использовались следующие разновидности опроса:
- беседа - проводилась с целью получения более глубоких представлений по изучаемым вопросам;
- анкетирование - проводилось с целью выявления знаний родителей и учителей физической культуры относительно методов контроля пространственной организации тела школьников путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
2.1.3. Антропометрия
Метод антропометрии использовался для измерения поперечных, обхватных и продольных размеров тела школьников (рис 2.1.).

а б
Рис 2.1. Определение обхватных размеров тела: а - предплечья; б - талии

Антропометрическое обследование испытуемых производилось стандартным инструментарием по общепринятой унифицированной методике детально описанной в работах [30, 120, 143].
В качестве точек отсчета в измерениях использовались антропометрические точки, имеющие достаточно строгую локализацию относительно определенных костных образований скелета. При этом для большей точности измерения тела человека использовались соматические оси координат. Местонахождение той или иной антропометрической точки определялись путем прощупывания и безболезненного надавливания с последующим обозначением ее демографическим карандашом.
Обхватные размеры тела измерялись сантиметровой лентой, при этом каждое биозвено условно принималось за цилиндр с равномерно распределенной массой. Измерялось место расположения максимального утолщения обхватного размера биозвена относительно всей его длины [143].
Антропометрические индексы
Для оценки уровня физического развития определялся массо-ростовой индекс Кетле (ИК), по формуле
ИК = МТ (см) (2.1)
Р (см)
Оценка индекса Кетле осуществлялась по шкале, представленной в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Оценка уровня физического развития по индексу Кетле
индекса КетлеУровень соотношения длины и массы тела6-9 лет10-14 лет15-18 лет ?194,9?220,0?325,0низкий195,0 - 219,9220,1 - 265,0325,1 - 350,0Ниже среднего220,0 - 236,9265,1 - 315,0350,1 - 375,0Средний237,0 - 259,9315,1 - 360,0375,1 - 400,0Выше среднего? 260,0? 360? 400,0Высокий

Морфологические особенности тела школьников 7-16 лет
С целью изучения пропорциональных особенностей школьников нами определялись некоторые индексы телосложения, представленные в табл. 2.2.
Соматотипирование школьников проводилось по методике [67], которая предусматривает три уровня варьирования соматических показателей:
1. Габаритный (ГУВ) - оценивается по длине и массе тела.
2. Компонентный (КУВ) - включает оценку жировой, мышечной и костной массы.
3. Пропорционный (ПУВ) - оценивается по соотношению длины конечностей к длине тела.

Таблица 2.2
Индексы телосложения [84]
Показатель, индексСоставляющие пропорцииЗначение индекса"Кормический"Высота тела сидя х 100
Рост (длина тела)Короткое туловище,
< 50,9
Средних размеров,
51-52,2
Длинное туловище,
> 52,3Форма туловищаТазовый диаметр х 100
Акромиальный диаметрТрапециевидная до 69,9
Средняя 70,0 - 74,9
Прямоугольная 75,0 и большеГрудной клеткиОбхват (периметр)
грудной клетки х 100
Рост (длина тела)Брахиморфность (широкая грудная клетка), > 56
Мезоморфность, 51-56 Долихоморфность (узкая грудная клетка), < 51Ширина тазаТазовый диаметр х 100
Рост (длина тела)Стенопиэлия (узкий таз) до 15,