Ви є тут

Літургічна музика як жанрово-стильовий феномен у творчості вітчизняних композиторів кінця ХХ – початку ХХI століття

Автор: 
Александрова Наталія Костянтинівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U003772
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
НЕОКАНОНИЧЕСКОЕ КАК ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ УСТАНОВКА В ТВОРЧЕСТВЕ Л. ДЫЧКО
2.1. Явление стилевого плюрализма в Литургиях Л. Дычко
То, что еще десятилетие тому могло считаться эклектикой – как
«недоосуществленностью синтеза» – в современном искусстве, в частности, в
музыке, все чаще становится определенной программной моделью жанра. Даже
кажется, что сегодня художников более всего интересуют такие исторические
«стечения обстоятельств», которые ведут к изменчивости художественных
представлений; именно отличия художественного языка различных культурных эпох
обусловливают потребность в создании единого образа «героя культуры», «Человека
всех времен» и сложность, своеобразие этой задачи воссоздания
«антропокосмического универсума». Стремление соединить широкую «картину мира»
со всеми ее противоречиями и личностное самовыражение человека – как
универсальное и уникальное в духовном опыте – характеризует стилевые
художественные поиски в украинском композиторском творчестве второй половины ХХ
века как необарочные.
Благодаря таким поискам открывается бесконечность понимания вопросов и загадок
прошедших культур, привлекательность культурного «палимпсеста» как возможности
наслоения исторически отдаленных текстов, которые проступают один из-за
другого, создавая сложное движение и к глубинным традициям и к последним,
наиболее близким, новациям. Поиск «героя своего времени» сегодня для украинских
художников означает поиск основ духовности, среди которых первичными
представляются Память, Вера и Совесть. Именно на этом уровне следует искать
мотивы обращения к необарокко в современной украинской музыке, ибо только
отдельные музыкально-риторические фигуры барокко и способы контраста, даже
когда они анализируются на уровне «образов воспроизводимых стилей», не выявляют
целостности этого феномена.
Определения факторов необарокко в украинском искусстве непосредственно зависят
от знания национальной специфики украинского барокко. Дело не только в том,
что, например, барокко в Украине невозможно объяснять «со стороны»
западноевропейской истории искусства, что оно избегало избыточных проявлений
трагедийной аффектации, как и изысканности, «куртуазности», фривольной
игривости и некоторого другого. Известная теория, что в истории искусства с
определенным интервалом во времени чередуются классическая и аклассическая
(романтическая) стилевые тенденции, также не распространяется на опыт
украинской культуры. Дело в том, что ведущие идеи Барокко – драма исторического
бытия человека, Ренессанса – титаническое величие человеческих способностей,
Просвещения – моральная ответственность личности, радостное ощущение
реальности, овладение «всечеловеческой» мудростью - сливаются в единую
устремленность национального украинского Возрождения. Эта устремленность не
отдаляет украинскую культуру от других европейских культур, наоборот, делает
диалог, вернее, полилог с ними практически безграничным. Творчество
Г. Сковороды и деятельность Киево-Могилянской Академии – уместный пример
сказанного выше.
К перечню стилевых эпох, которые предопределяют украинское Барокко, нужно
приобщить еще и Античность. Ибо поиск «своей Античности» также становится ярким
признаком совсем не археологического, а духовно-содержательного самоопределения
национального искусства, путем восстановления национальных традиций. Для музыки
это означает «возвращение» к творчеству раннехристианского времени – к периоду
трансплантации византийской традиции и знаменной монодии. Таким образом, «своя
античность» отвечает такому историческому времени, когда профессиональные
основы музыкального творчества утверждаются как религиозно-культовые, то есть,
духовные в первом –первичном и главном – определении. Как главный официальный
центр образования и дидактики, Киевская Академия начинает новый этап развития
музыкального творчества именно в связи с изучением церковного пения – киевского
знамени, включает музыку в круг духовных дисциплин, конечно, отдавая
предпочтение хоровой.
Хоровое пение – наиболее давняя отрасль музыкального интонирования для всех
европейских народов, созданная, в первую очередь, культовыми интересами.
Принимая новые жанровые формы концерта, кантаты, оратории, даже оперы,
вокальной симфонии, оно не теряет своей первичной молитвотворной функции, а
только «узнает» ее новые смысловые возможности. Хоровая музыка сама становится
символом соборности, непосредственно свидетельствует о возможности
эмоциональной (духовной) сопричастности людей. И потому не только выдерживает
испытание временем, но и остается наиболее прочной традицией не только в
академической музыке. Любительские вкусы также нуждаются в ней, хотя и
приспосабливаются «участвовать в хоре» опосредованно – путем узнавания уже
известного в популярных мелодиях шлягеров, доступной классики, бардовских песен
и некоторого другого. Со стороны любительских течений музыкальной культуры
возможно объяснить массовые явления, не снижая социального значения последних,
но подчеркивая их особую роль как средства удовлетворения потребности в
эмоциональном со-присутствии.
Поэтому и «высокая» композиторская традиция, не обижаясь на необходимость
некоторого упрощения музыкального языка, обращается к демократическому «словарю
эпохи», пополняет свой текстовый слой не только глубинными открытиями
исторических стилей, но и использованием доступных («банальных») музыкальных
«высказываний». Такой демократизацией речи украинское музыкальное барокко было
отмечено с самого начала. Собственно говоря, с нею связана и судьба канта в
авт