Ви є тут

Обґрунтування змісту і організації спеціальної фізичної підготовки курсантів вищих навчальних закладів МВС України

Автор: 
Ярещенко Олег Артурович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U003810
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Анализ научно-методической литературы и особенностей специальной физической
подготовки сотрудников органов внутренних дел, обобщение опыта физической
подготовки в подразделениях правоохранительных структур позволили уточнить
направление работы и подобрать адекватные методы исследования проблем
профессионально-прикладной физической подготовки будущих работников милиции.
Степень подготовленности ко многим видам человеческой деятельности зависит от
уровня развития психомоторных и физических качеств, психофизиологических и
двигательно-координационных возможностей, двигательных умений, навыков и
адаптации организма [35,39,86,97,128,243]. В связи с этим поиск наиболее
эффективных средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки
базировался на теории развития физических качеств [43,107,138,199], теории
двигательного обучения [26,29,30], теории адаптации [109,110,137,164].
В основу поиска рациональных путей построения педагогического процесса
специальной физической подготовки курсантов высших учебных заведений системы
МВД положен накопленный опыт использования различных педагогических приемов и
принципов профессионально-прикладной физической подготовки работников органов
внутренних дел [113,163,221].
2.1. Организация исследований
Основное теоретико-методическое и практическое исследование проводились на базе
Харьковского национального университета внутренних дел, дополнительное
исследование было проведено в Учебном центре подготовки работников органов
внутренних дел УМВД Украины в Харьковской области (начальник Т.Г. Шевченко).
Исследование проходило в четыре этапа.
На первом этапе исследований (сентябрь 2002 г. – август 2003 г.) была изучена
научно-методическая литература, определено состояние исследуемой проблемы,
определены цель объекта, предмет исследования, проведено анкетирование
курсантов и специалистов по физической подготовке, сотрудников
правоохранительных структур. По данным экспертной оценки, на основе требований,
предъявляемых профессиональной деятельностью, определён ряд индивидуальных
психологических качеств и психофизиологических функций, необходимых специалисту
по направлению подготовки „Правоведение”, специализации „Экономическая
безопасность”. Проведен констатирующий эксперимент с курсантами I-IV курсов,
который показал влияние условий обучения на выявленные основные качества и роль
традиционной системы физической подготовки.
На II этапе исследований (сентябрь 2003 г. – июль 2004 г.) был проведен
предварительный, поисковый эксперимент. На этом этапе изучались физические,
двигательно-координационные и психофизиологические показатели курсантов,
занимающихся в секциях рукопашного боя и общефизической подготовкой.
III этап исследований (сентябрь 2003 г. – июль 2007 г.) был посвящен проведению
основного эксперимента, направленного на определение эффективности
экспериментальной программы специальной физической подготовки курсантов.
На IV этапе (август 2006 г. – декабрь 2007 г.) были обобщены и
систематизированы исследования, сформулированы выводы, разработаны практические
рекомендации и подготовлен текст диссертации.
В процессе работы по проблеме совершенствования физической подготовки будущих
работников органов внутренних дел в различных видах исследования приняло
участие 496 человек. Так, в анкетном опросе участвовало 159 курсантов. В разных
видах педагогического эксперимента и обследования приняло участие 337
испытуемых. Сведения, характеризующие исследуемый контингент, представлены в
таблице 2.1. Так, возраст обследованных курсантов колеблется от 17 до 22,6
лет.
Таблица 2.1
Основные показатели, характеризующие исследуемый контингент
Исследуемый контингент
Кол-во
Возраст (лет)
ВРП
(г/см)
ЧСС
(уд/мин)
АД
(мм/рт.ст)
ЖИ
(мл/кг)
1 курс
71
17,8± 0,26
381± 4,5
72,3± 1,61
129/74,6
68,25± 0,81
II курс
65
19,1± 0,38
385,1± 5,9
75,5± 1,81
124,6/78,5
63,8± 0,96
III курс
69
20,9± 0,12
393,5±4,8
77,2± 2,18
126,7/80,5
61,13 ±1,08
IV курс
51
22,6± 0,41
404,6 ±7,1
78,7 ±1,94
127,6/79,7
60,12± 0,84
Анализ изменений весоростового показателя (ВРП) свидетельствует, что с
возрастом этот показатель постепенно возрастает. Так, к четвертому курсу ВРП
достоверно (Р< 0,01; t = 4,27) выше показателя первокурсников. Такие изменения
в большей степени объясняются возрастной динамикой веса и длины тела
испытуемых. К четвертому курсу у многих курсантов начинает проявляться
избыточный вес.
Сравнительный анализ показателей частоты сердечных сокращений также показывает
четкую тенденцию к увеличению частоты пульса с возрастом. Так, у курсантов
четвертого курса показатель частоты сердечных сокращений по сравнению с
первокурсниками достоверно больше (Р < 0,05; t= 2,54).
Аналогичная динамика изменений наблюдается по показателям артериального
давления. Так, если на первом курсе систолическое давление составило 122,9
мм.рт.ст., то на четвертом курсе оно равнялось 127,6мм.рт.ст. Диастолическое
давление также имеет тенденцию к повышению, но менее выраженное.
В процессе учебы у курсантов наиболее динамично изменился показатель жизненного
индекса (ЖИ) – соотношения жизненной емкости легких (в миллилитрах) к весу тела
(в кг). Так, уже на втором курсе данный показатель достоверно (Р < 0,01; t =
2,82) снизился (Табл. 2.1).
Таким образом, анализ весоростовых показателей, состояния сердечно-сосудистой и
дыхательной систем у испытуемого контингента свидетельствует о том, что с
возрастом при относительно одинаковых условиях функциональные показатели
органов и систем организма обследуемого контингента имеют че