Ви є тут

Художній принцип метафоричності у сучаснім вокальнім виконавстві

Автор: 
Захарчук Тетяна Григорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U005283
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2
Стилевая множественность художественной деятельности и художественного целого в
современном оперном творчестве
2.1. Целостность стилевого многообразия установок Одесской вокальной школы и
метафора индивидуально-исполнительского творчества певца
Стилевые заветы старой итальянской школы в лице одного из первых педагогов
консерватории Д.Ю. Дедьфино-Менотти определили педагогическую аксиоматику
одесских вокалистов. Наследие Глинки и Даргомыжского стало своеобразным
«генокодом» вокальной педагогики и представителей мастеров пения Одессы. И
одновременно, культурная экспансия Одессы, активность представителей
модерна-авангарда в начале ХХ века в «третьем городе Империи» определила
внимание к открытиям оперного веризма, - так исторически сложилась стилевая
дуалистичность по общеевропейским стимулам вокального творчества. И если к
этому прибавить стойкую патриотическую ноту в поддержку русских и украинских
авторов (а именно таковой была национальная «двоичность» идеолога
музыкально-образовательной деятельности в Одессе П. Сокальского), то очевидной
оказывается изначальная стилевая множественность подходов вокальных принципов
обучения и исполнения у корифеев одесского вокала. Ю. Рейдер, фундатор оперной
кафедры в Одесской консерватории, своей деятельностью установила базисность
итальянских и русских-украинских предпочтений в школе, причем, равно достойно
сохранялась глинкинская линия, связанная со староитальянской традицией, при том
что веристский, вагнерианский репертуар изначально занял уверенное место и в
концертных, и в учебных программах.
Работы педагогов Одесской музыкальной академии им.А.В.Неждановой
научно-методического, творчески-практического плана составляют реальный актив
отечественной педагогики, музыковедения и теории исполнительства.
Основы вокального метода Музыкальной академии им. А.В.Неждановой составляют
педагогические принципы выдающегося вокального педагога-методиста О.Н.
Благовидовой. О.Н. Благовидова является инициатором целостного подхода к
системе музыкального вокального образования, действительно новаторского для
своего времени и актуального для певческого искусства современности. Именно ее
целостный дидактический подход сформировал плеяду выдающихся певцов -
выпускников ее класса.
Это Народные артисты СССР А. Ворошило и Б. Руденко, Народный артист Украины,
профессор Н.Огренич, Народная артистка Украины, лауреат многих международных
конкурсов, профессор Киевской национальной музыкальной академии З. Христич,
солистка Харьковского театра оперы и балета, профессор Харьковской
консерватории, Народная артистка Украины И. Яценко, солист Киевской
национальной оперы, Народный артист Украины И.Пономаренко, солист Одесского
оперного театра, Народный артист Украины А. Бойко, Народный артист России Л.
Громыко, Заслуженный деятель искусств Украины Л. Цуркан, Засл. арт. Армении
М.Терзиян, Засл. артистка Азербайджана П.Василевская, Заслуженные артисты
России Г. Кондур и Н. Нефедова, Заслуженные артисты Украины М. Галий, В.
Олейникова, А. Джамагорцян и Т. Мороз и другие.
Всех певцов, воспитанных О.Н.Благовидовой отличает свободное владение голосом,
безупречная вокальная техника, тонкое чувство стиля, высокий нравственный пафос
произнесения вокального текста, глубокое постижение специфики украинского
национального мелодического колорита. Показательно, что уже на I Всесоюзном
конкурсе музыкантов-исполнителей 1933 года О.Н.Благовидова доказала
преимущество украинской вокальной школы, получив II премию, а на I
Всеукраинском конкурсе 1937 года I премию и звание Лауреата. С тех пор Одесская
вокальная школа, приняв эстафету певческого лидерства, продолжает цепочку
конкурсных побед.
Особенно ярко проявилось мастерство О.Н.Благовидовой в последний период ее
педагогической деятельности, когда лауреатами самых престижных конкурсов
становятся ее наиболее яркие ученики. На IV Международном конкурсе им.
Чайковского Первую премию и Золотую медаль получил замечательный украинский
тенор, воспитанник О.Н.Благовидовой Николай Огренич. На Всесоюзном конкурсе им.
Глинки 1973г. лауреатами становятся сразу три представителя класса
Благовидовой, ставшие впоследствии и лауреатами конкурса им. Чайковского - Иван
Пономаренко, Александр Ворошило, и Анатолий Бойко. В 1978 году лауреатом Первой
премии конкурса им. П.И.Чайковского становится Л.Шемчук.
Выдвигая украинскую вокальную школу 70-х годов в ряд ведущих певческих школ
Советского Союза, Благовидова смело выводит своих учеников на конкурсы дальнего
зарубежья, совершая революционный прорыв национальной культуры в мировое
пространство большого вокального искусства, ее ученики привозят победы из
Испании, Италии, Румынии, Бразилии. Ощущая себя представителем украинской
национальной школы академического пения, Ольга Николаевна последовательно
развивает ее традиции, привнося в национальную школу лучшие достижения
европейской исполнительской практики и, таким образом, обобщая в своем опыте
всю многогранность творческого процесса, единство задач при исполнении образцов
западноевропейской классики и произведений отечественного искусства. Достижения
украинского профессора вызывают восхищение отечественных и зарубежных коллег,
ее имя неизменно входит в состав жюри многих национальных и международных
вокальных конкурсов.
Будучи патриотом своей культуры, своей страны и ВУЗа, О.Н.Благовидова неуклонно
отстаивает приоритеты отечественного искусства, пропагандируя лучшие образцы
украинской вокальной лирики. Многие ее композиторы-современники обязаны
открытием таланта и удачей премь