Ви є тут

Соціально-економічна модель розвитку залізничного транспорту України

Автор: 
Позднякова Любов Олексіївна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3503U000146
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ
2.1. Социально-экономические факторы повышения конкурентоспособности
производства и их характеристика
Целенаправленная работа по повышению конкурентоустойчивости транспортного
производства может быть успешной в том случае, если выработано четкое
представление об экономическом содержании категории «эффективность
производства», определены факторы, обеспечивающие ее повышение и разработана их
классификация.
Проведенный обзор литературы [7, 42, 43, 101, 108, 119] на сегодня
свидетельствует, что пока в специальной экономической литературе нет единого
мнения по трактовке категории «эффективности производства». Хотя общие принципы
оценки эффективности, в соответствии с которыми эффективность характеризуется
соотношением полученного результата (эффекта) с затратами (или применяемыми
ресурсами) согласованы, многие проблемы еще остаются дискуссионными. В их
числе: составляющие эффекта при отраслевых расчетах, возможность использования
критериального показателя эффективности, методы соизмерения разнородных
ресурсов, система вспомогательных показателей и ряд других.
Между тем, их решение является одним из первостепенных значений для избранной
темы исследования. Это связано с тем, что в зависимости от содержания и методов
измерения эффективности транспортного производства, обеспечивающей
конкурентоспособность, будет зависеть и предмет данного исследования.
К числу основных элементов конкурентоустойчивости на железнодорожном транспорте
можно отнести ускорение научно-технического прогресса, повышение качества
обслуживания пассажиров и качества грузовых перевозок, более совершенные формы
организации труда и технологических процессов, воплощающих последние достижения
научно-технического прогресса, лучшее использование наличного производственного
потенциала [58,95,106].
Социально-экономические характеристики трудового потенциала зависят от
количества трудовых ресурсов, их половозрастной и профессиональной структуры,
уровня образования, квалификации, стажа работы, стабильности трудового
коллектива.
В условиях усиления взаимосвязи между экономическими и социальными факторами
развития необходим более точный анализ состояния производительных сил
[175,183,185].
В связи с этим возрастает зависимость между динамикой конкурентоспособности и
социальной политикой: процесс интенсификации обеспечивает продвижение в
социальной области, а социальные цели определяют направленность
научно-технического прогресса.
Интенсивное развитие означает сокращение затрат на единицу потребительского
эффекта.
Переход к интенсивному типу воспроизводства ведет к повышению эффективности
народного хозяйства, увеличению прироста продукции и национального дохода на
гривню затрат. Растущая эффективность — главный источник финансирования
экономических и социальных мероприятий при переходе на рыночные отношения.
Переход к нему означает не только коренные изменения в производительных силах,
но также и совершенствование производственных отношений [190,194,200,211].
Наиболее важное значение принадлежит вопросам измерения интенсификации и
эффективности. Поскольку экономия живого труда, сырья, материалов, топлива,
энергии происходит вследствие проведенных мероприятий по интенсификации,
постольку и интенсивный прирост физического объема национального дохода следует
ставить в соответствии не одному лишь росту производительности живого труда, но
и повышению фондоотдачи, снижению материалоемкости, энергоемкости, т. е.
лучшему, более полному использованию производственных возможностей.
Экономическая стратегия указывает на те средства и пути, которые ведут к
достижению этой цели: динамичное и пропорциональное развитие транспортного
производства, повышение его эффективности, ускорение научно-технического
прогресса и качества работы во всех звеньях железнодорожного транспорта. Особое
внимание уделяется росту экономики, повышению эффективности производства как
материальной основы в сложных условиях рыночных отношений.
Эффективность производства выражает производственные отношения, складывающиеся
между обществом в целом, коллективами работников и отдельными работниками по
поводу хозяйствования на базе частной, общественной и смешанной форм
собственности и планомерного использования ресурсов производства в интересах
удовлетворения потребностей всех трудящихся.
Частными показателями эффективности производства являются: получение
максимальной прибыли, рост производительности труда, повышение фондоотдачи и
снижение энергозатрат на единицу продукции, т. е. это те факторы, которые ведут
к повышению конкурентоустойчивости [215].
Высокие результаты эффективности производства достигаются, когда улучшение этих
показателей сочетается с повышением качества оказываемых услуг.
Важное значение для эффективности транспортного производства, которая обеспечит
конкурентоустойчивость, имеют выбор и осуществление оптимальных вариантов
развития предприятий, капитальных вложений и новой техники, обеспечивающей
достижение наиболее экономических результатов при минимальном объеме выделенных
материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Для максимального использования всех факторов и возможностей повышения
эффективности транспортного производства, обеспечивающих
конкурентоустойчивость, должно осуществляется совершенствование управления
экономикой, планирование всего хозяйственного механизма, переход от имеющегося
планирования к принципиально новому — стратегическому.
Факторы и пути роста эффективности производства, о