Ви є тут

Механізми маркетингово-орієнтованого управління конкурентними перевагами підприємства

Автор: 
Лепа Микола Миколайович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3504U000469
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МАРКЕТИНГОВО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Анализ современных методов управления конкурентными преимуществами предприятия
Для успешного применения и адаптации к современным экономическим условиям существующих в мировой практике систем управления производством следует провести их комплексный обзор и конструктивный анализ.
Япония, например, стратегически ориентировала организацию своего производства на цели, более точно и полно соответствующие социально-экономическим потребностям человека в эпоху научно-технической революции. Так, девиз "Тоеты": "Мы можем сделать такой автомобиль, какой Вы хотите". Фирма добивается не трансформации взглядов покупателя, а приспособления своей производственной системы и запросам рынка, ориентируется на каждого конкретного потребителя. При этом совмещаются два таких, на первый взгляд исключающих друг друга подхода: массовый выпуск и ориентация на каждого отдельного потребителя, так как предварительно проходит напряженная подготовительная работа, создание определенного количества вариантов стандартного исполнения (модификаций, комплекций и т.д.), блочных и модульных решений, позволяющих учесть почти любые варианты вкусов потребителей.
Среди основополагающих принципов обращает на себя внимание практическое планирование производства на предприятиях "Тоета". Основная идея здесь заключается в том, чтобы "поддержать непрерывный поток продукции на заводах с целью гибкой перестройки производства при изменении спроса". Японские управленцы отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточную систему многопредметного производства, выпускают изделия малыми партиями. На "Тоете" используют систему "канбан" (в переводе означает "карточка"), которая является механизмом организации непрерывного производственного потока, способного к гибкой перестройке и протекающего без страховых запасов. Система "канбан" - визуальная система записи информации. Практически она представляет собой систему циркулирования металлических карточек (треугольной, квадратной или круглой формы) - заказов на изготовление продукции. Система циркулирования этих карточек зависит от информации о запросах потребителя.
Потребитель (покупатель готовой продукции или следующий по технологической цепочке участок, цех) диктует номенклатурный план производителю, т.е. не заготовительное производство определяет работу выходного, а наоборот. По системе "канбан" производитель не имеет законченного плана и графика, он жестко связан не общим планом, а конкретным заказом потребителя, оптимизирует свою работу, а в пределах этого заказа графики производства не пересматриваются, они только формируются движением карточек "канбан". Производство постоянно находится в состоянии настройки, идет его системная корректировка под изменение рыночной конъюнктуры. В системе "Тоета" не ощущается изменение плана, так как план производства формируется на каждый день. Система "канбан" дает японским компаниям огромный выигрыш. Ее положительные стороны наглядно иллюстрируются статистикой. За счет исключительной готовности всей производственной системы к перестройке она обеспечивает возможность практически немедленного удовлетворения запросов покупателей [176; 246]. Таким образом, достижение высоких показателей эффективности производства на японских предприятиях сопровождалось реализацией новых принципов, систем и методов управления производством и сбытом продукции, т.е. тем, что впоследствии получило название маркетинга.
В сентябре 1975 г. американские ученые Миллер (Miller) и Спраг (Sprague) в журнале Harvard Business Review опубликовали статью, в которой получила отражение концепция планирования потребности в материалах MRP (Material Requirements Planning) [104]. Миллер и Спраг в этой статье определяют MRP как набор бизнес-процессов, который интегрирует основные процессы производства: выпуск продукции, планирование и управление запасами, позволяя эффективно управлять процессом производства и материалами.
Стандарт MRP пришел на смену устаревшей технологии планирования материальных ресурсов на основе анализа итогов продаж предыдущих периодов. Технология пополнения запасов в MRP основывается на прогнозе потребностей, рассчитанных на базе календарного плана-графика. Следует отметить, что базовая технология, заложенная в основу MRP, в различных модификациях применяется и по сей день. Исторически необходимость создания методологии планирования потребности в материалах MRP была обусловлена рядом факторов:
нарушение плана поставок материалов, осложняющее учет и отслеживание их движения в процессе производства, а также способствующее возникновению задержек в процессе производства;
ограниченность запасов материалов для обеспечения бесперебойного процесса производства;
влияние неэффективного планирования на снижение прибыли;
быстрое снижение стоимости средств вычислительной техники и доступность построения интегрированной информационной системы планирования потребности в материалах и пр.
Основной задачей MRP является обеспечение наличия необходимого количества требуемых материалов в определенный момент планируемого периода. При этом процесс планирования включает этап создания проектов заказов на закупку или внутреннее производство необходимых материалов. Система MRP оптимизирует время поставки материалов, сокращая тем самым затраты на производство и повышая его эффективность. Другими словами, система MRP позволяет оптимально загружать производственные мощности, при этом закупать именно столько материалов и сырья, сколько необходимо для выполнения текущего плана заказов в соответствии с возможностями обработки за соответствующий цикл производства. Тем самым планирование текущей потребности в материалах позволяет разгрузить склады сырья и материалов (сырье и комплектующие закупаются и поступают прямо в производственные цеха), а также склады готовой продукции (производ