Ви є тут

Политическая социализация учительства в современной России

Автор: 
Костина Наталья Анатольевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
219
Артикул:
1000233531
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................... 3-28
Глава 1. Политическая социализация учительства как социологическая проблема.
1.1. Сущность, содержание и основные характеристики политической социализации............................ 29-65
1.2. Учительство как социально-профессиональная группа.65-88 Глава 2. Основные направления политической социализации
учительства.
2.1. Информационная культура учительства.............89-103
2.2. Ценносгные ориентации учительства..............103-150
2.4. Участие учительст ва в политической жизни......150-166
Заключение............................................... 167-175
Библиографический список использованной литературы...... 176-200
Приложения..............................................201-213
3
Введение
Актуальность темы исследования. Политическая социализация относится к числу актуальных проблем, над разрешением которых постоянно работает общество, независимо от его социально-экономического и культурного потенциала. Не случайно в цивилизованных обществах эмпирическим и теоретическим исследованиям в этой области придается статус первостепенных. Это связано с тем, что политическая социализация включающихся в политическую жизнь новых поколений обеспечивает преемственность политического развития общества и позволяет достичь такого уровня согласия между государством и гражданином, который гарантирует стабильность режима правления.
Особое значение изучение политической социализации приобретает в эпоху реформирования общества. Именно такой сложный, противоречивый период переживает российское общество: в стране происходят значительные трансформации практически во всех сферах жизни, вызванные ломкой прежнего режима и переходом к новому демократическому обществу с рыночным механизмом хозяйствования; в социально-политической сфере обострились противоречия в процессе передачи политического опыта, целей и ценностей от одного поколения к другому, происходит кардинальная смена ценностных приоритетов и ориентиров, широкое распространение получило недоверие к институтам власти. Отмеченные процессы значительно осложнили положение личности в социально-политической среде.
В этих условиях актуализируется процесс включения человека в социальную целостность, проблема политической социализации членов общества. От нормального, успешного хода этого процесса, степени адаптации каждого конкретного человека в новой среде, от того, как будут приняты новые ценностные ориентации, будет зависеть и направленность развития самого общества, и возможность выхода России
20
В статье Е.А. Ануфриева 1 проблема политической социализации в современной России рассматривается как одно из важнейших взаимодействий между политологией и социологией. Автор особо подчеркивает актуальность личностного аспекта в политической жизни.
С началом политических и экономических реформ в России произошли изменения и в проблематике изучения учительства. Внимание ученых было сосредоточено на различных аспектах жизнедеятельности учительства как особой социально-профессиональной группы. Активизировались исследования. отражающие взаимоотношение современного общества и учительства. Они кардинальным образом отличаются от научных работ 70-80-ых годов, в которых учительская социально-профессиональная группа рассматривалась в основном с точки зрения профессиональных проблем. 2 Лишь в некоторых статьях затрагивались такие проблемы, как социальный статус учительства, продолжительность его рабочего времени, уровень заработной платы, общественно-политическая активность.3
Выявление особенностей протекания политической социализации невозможно без рассмотрения проблем, связанных с социальным положением современного учительства, престижем учительской профессии в обществе. Этому направлению исследования посвящены работы
1 Ануфриев Е.А. Политическая социализации личности как проблема современной политологииУ/Весгиик Московского ун-та. - Сер. 18. -1997. • №3. -С.34-44.
2 Филиппов Ф.Р.Сошюлогия образования. - М.:Н»уки, 1980; Гриценко Г Д. Некоторые данные к .характеристике социального положения учитсш.сгваУ/Согдаологичсские исследования интеллигенции.-М., 1982. -С. 116-128:Козырс® Ю.Н. Развитие учительства: некоторые вопросы социологического изучения и планирования. - Горький, 1985. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное ра щитке общества. -
М.. 1990;Д!шура И.Н. Сельский учитель: проблемы становления. - Ленинград. 1991; Бим-Бад Б.М. Образование в контексте со1Ш*/шзлции//Псддгогнка. 1996. 1,- С.3-8; Социально-экономические проблемы формирования и использования учительских кадров носач: Сб. ст. Красноярскою псд. института. - Красноярск. 1981 комплексное исследование труда учителя: Материалы конференции
"Философские, соцн^щьно-экономпческие и педагогические проблемы труда учителя". • Новосибирск, 1983.
5 Борисова Л.Г. Учительские кадры - решающий фактор развития народного образоваиия/ХПроблемм и перспективы развития образования в Сибири. - Новосибирск. 1982; Социалыюпсдагогичсскис проблемы развития профессиональной к общественной активности учителей: Сб.н^грудов. - М., 1988; Педагогическая интеллигенция: социально-политические проблемы: Мсжвуз.сб.н/трудов Ленинград, под. ин-та./Подрсд.Ф.З.Ходичсго. - Л., 1988.
21
Ф.Г.Зиягдиновой и Л.Г.Рубиной,1 в которых авторы, основываясь на результатах социологических исследований, рассматривают материальное положение учительства в первой половине 90-х годов, взаимосвязь положения учительства, отношения к нему государственных структур и престижа учительской профессии. В статье Рубнной Л.Я содержится анализ данных социологических исследований учительства Свердловской области, рассматривается влияние социального положения учительства на уровень их профессионального мастерства, исследуются проблемы профессиональной мобильности учительского корпуса.
Социологический материал, отражающий социальное положение учителей в современной России, представлен в комплексных исследованиях положения педагогов, их ценностных ориентаций, отношения к профессии, реформированию системы образования, проведенных в различных регионах страны.2 Однако основной направленностью этих исследований является рассмотрение социально-экономических и психолого-педагогических проблем работников образования, в них недостаточно внимания уделяется анализу политических ориентаций и установок учителей, степени их политической активности. Тем не менее, содержащиеся в них результаты социологических опросов учителей, характеризующих социальное положение учительства Санкт-Петербурга, Московской, Свердловской областей, Мордовии и других регионов
* Зкятдинова Ф.Г. Прссжж профессии учигеля (шмегки Сошюлюшу/Социалогичеосис исследовании. -1991.. № 8.- С. 60 63; Зпятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути, решения. - М., 1992; Рубина Л.Я. Профессиональное к социальное самочувствие
уч!Пглсй//Сош<ологические исследования.-I99f>. -.4 6. С.63-75.
* Сальникова И.П. Противоречивое ратвитпе сельской интеллигенции: Тестовое обследование// Социологические исследования.- 1991.- N» 3.- С.64-67; Ахмадеев A.A. Синагатуллии И.М. Каким быть сельскому учителю //Социологические исследования.-1991.- N.» 9.- С.94-96:Учитсль и общество: Итоги анкетного опроса - Саранск: НИИ рсгионипистики при Мордовском ун-те, 1993; Городской учитель: социалыю-лрофсссиональкмЯ портрет. Екатсрипбург-Н.Тагил, 1993; Учитель: крупным планом/Под рсд.С.Г.Всршловского. - СПб., 1994: Пимчсв C.II. Учитель и рыночные отношения в регионе (Московская обл.у/Образованнс- средство развития рсгиона.-М.. 1994. -С.86-91;Учитсль. Школа. Общество: Социологический очерк 90-х гг. /Смирнова К.Э., Курлов В.Ф., Гумалсв В.В. и ,ip. /Отв. ред. Смирнова Е.Э. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та псдоастерсгва. 1995. Халяпина Л.П. Социализация учитслл//Соцналыю-экоНОМИЧоск>1с и псичолою-лсдяпничоскме проблемы непрерывного образования. -Кемерово, 1995.- С.111-113; Шспсль В.Вокрут российскою менталитета //Высшее образование в Poccini.-
1995.-Ш.-С.142*145;Рубина Л.Я. 11рофессиональное п социальное самочувствие
учителей//СоциолопР1СС1сис исследования.- 1996.-N* 6.- С. 63-75; Социальное и профессионала,нос самочувствие учтсля/Айрапетова С.Н., Любякин A.A., Плетнев М.П. и др. //Народное образование. -
1996.- № 3.- С.94-100: Личность, семья, школа. - СПб.. 1996.