Вы здесь

Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе : на примере Карачаево-Черкесской Республики

Автор: 
Тхагапсова Ирма Борисовна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2006
Артикул:
277091
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВА11ИЯ МЕЖЭ'П 1ИЧЕСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ..........................................15
1.1 Этнокультурные отношения в полиэтническом регионе: общее и особенное.....................................................15
1.2 Идентичность и идентификация как элементы национального самосознания..................................................36
1.3 Национальная политика как фактор этнокультурной специфики
северокавказского региона.....................................62
ГЛАВА 2. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ................................................86
2.1 Трансформация социально-культурных и конфессиональных ориентаций в Карачаево-Черкесии в постсоветский период...................86
2.2 Карачаево-Черкесская республика в современном общероссийском 102
пол »культурном пространстве: социологический срез...........102
2.3 Основные направления оптимизации этнокультурной политики в
Карачаево-Черкесии...........................................124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 140
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................148
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................167
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современные тенденции социально-культурного развития в полиэтническом регионе Северного Кавказа обусловлены тем, что в результате распада СССР в общественной жизни народов Северного Кавказа сформировались деструктивные по своей сути этнополи-тичеекпе движения, направленные, с одной стороны, на достижение политической самостоятельности этнических общностей, с другой - на разрушение перспектив социально-экономического и культурного развития в составе Российской Федерации. Наметившаяся в связи с этим тенденция к этниэации и реинтеграции на традиционалистской основе, возросшая межэтническая конкуренция, усилившаяся вынужденная этническая миграция привели к региональному кризису с негативными последствиями для населения всего региона.
Происходящее привлекает общественное и исследовательское внимание. Существенно увеличился объем публикаций, посвященных Северному Кавказу периода социальной трансформации последних десятилетий. В условиях плюрализма и демократизации социальные и этнокультурные процессы, развертывающиеся в регионе, воспринимаются по-разному как общественным сознанием, так и в рамках научной рефлексии.
Глобализационные процессы, сопровождающиеся трансформацией государственных, культурно-языковых, этнических границ и пространственной децентрализацией предопределяют возникновение и усиление противоположных тенденций - этнического национализма и культурного «почвенничества». Стремление сохранить культурные идентификационные основания выступает своеобразной реакцией на нарастающую унификацию духовной и материальной культуры. Современные социокультурные процессы, имеющие
чимых для большинства членов общества представлений о социальных целях его развития, способах решения проблемных задач в различных сферах социокультурной жизни.
Аргументация роли и сущности нового подхода к интерпретированию этнокультурных процессов в социологии осуществляются автором в следующей последовательности:
- выявление методологических возможностей и концептуальных основ этнокультурного подхода, перспектив его использования при исследовании социалыі ых процессов:
-обоснование перспектив интеграции социокультурного и этнокультурного подходов в изучении социальных процессов;
- проведение историко-социологического анализа основных работ, отдельных подходов и позиций в исследовании этнокультурных процессов в мировой и отечественной науке с точки зрения понятийного аппарата и методов исследования;
- раскрытие основных тенденций этнокультурных трансформаций и перспектив страны в условиях глобализации.
В качестве конкретных методик этнокультурных исследований выступает весь арсенал социологических методик и процедур эмпирических исследований. Закономерно, что социология культуры основывается на общих методологических принципах и аналитических методах, широко применяемых социологией: системный, структурно - функциональный анализ и кросскультурный анализ, лингвистические, культурологические, психологические подходы. Обычно взаимодействие различных методов в процессах этнокультурных исследований дает наиболее существенные научные результаты.
Методология анализа этнокультурных процессов имеет давнюю историю возникновения и развития. Наибольший интерес представляют
труды М.М. Ковалевского «Современный обычай и древний закон», «Этнография и социология», где автором освещены основы так называемой «генетической социологии», как учения об исходных методах в развитии семьи, рода, этноса.1
П.Л. Сорокин, хотя специально и не занимался проблемой этнокультурных процессов, но вопрос о национальных общностях неоднократно ставился в его трудах. Некоторые его идеи имеют большое методологическое значение для теории нации. Например, суть национального вопроса заключается для него в том, что проблемы национального (этнического) неравенства являют собой одну из составных частей общего учения о правовом неравенстве членов одного и того же государства.2
С особой концепцией межэтнических процессов в России выступил
Н.Я.Данилевский. Его идея носила описательный характер и основывалась на культурно-психологическом объяснении природы национально - этнической общности: «Народности, национальности - суть органы человечества, посредством которых заключающаяся в них идея достигает в пространстве и во
времени, возможного разнообразия, возможностей многонационального су-
з
шествования».
Исследователь проблем этносов - С.М. Широкогоров представлял со-циобиологическос направление в социологии. Именно ему принадлежит первая общая концепция этноса как явления самостоятельного, а не вторичного. Он охарактеризовал этнос как «форму, в которой происходит процесс создания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству как виду существовать».4
‘Ковалевским М.II. Закон и обычаи на Кавказе: п 2-х томах. Т.1. - М.Л'ниография Д.И. Мамонтова и К. 1890. .304 с..
’ 'Сорокин П.Д. Человек Цивилизация Общество. • М., 1990. - С. 248-249.
5 Данилепскип И.Я. Россия и Рвропа: Взгляды на культурные и политические отношения. М.. 1997. С.
149.
1 ШирокогоронС.М. Относ. Шанхай, 1923. - С. 16.