Введение
Оглавление
4
Глава I Теоретическая структура регионального историко-архитектурного комплекса............................................................17
1.1. Концепция формирования регионального историко-архитектурного комплекса в системе социокультурных процессов..................17
1.2. Деятельность социально-профессиональной группы технической интеллигенции как фактор формирования комплекса................29
1.3. Единство средств выражения или эстетический уровень формирования регионального историко-архитектурного комплекса..34
1.4. Своеобразие семиотической ситуации уральских заводов в конце
XIX - начале XX вв............................................47
1.5. Вновь построенные и реконструированные составляющие историкоархитектурного комплекса горнозаводского Урала конца XIX - начала
XX вв.........................................................53
Выводы.............................................................57
Глава II Массив документации регионального историко-архитектурного комплекса............................................................61
2.1. Региональный историко-архитектурный комплекс как объект архитектуроведения.............................................61
2.2. Типологическое и видовое членение массива документов как первичной информационной основы................................78
2.2.1. Коллекция..................................................документации летописного свода историкоархитектурного комплекса горнозаводского Урала.....................82
3
2.2.2.Летописный свод историко-архитектурного комплекса
горнозаводского Урала как модель многоуровневого содержания пространства..........................................................85
2.3. Источниковая база социально-экономической ситуации формирования историко-архитектурного комплекса горнозаводского Урала конца XIX -начала XX
вв...............................................................91
2.3.1.Памятники индустриальной культуры конца XIX -начала XX вв. как объекты технического творчества персоналий........................98
2.3.2.Творчсская активность персоналий и формирование территориального комплекса памятников истории развития культуры и быта.................................................................109
2.4.Социальные утопии горнозаводского Урала как фактор постижения специфики изучаемого комплекса.......................................116
Выводы..............................................................121
Глава III Творческие концепции архитектурной деятельности в аспекте
источниковедения архитектурной науки.................................124
3.1.Обзор опыта комплексного сохранения и использования историкоархитектурных памятников 124
3.2.Необходимость методологического осмысления новых факторов теории архитектурной деятельности....................................131
3.3. Летописный свод историко-архитектурного комплекса
горнозаводского Урала конца XIX -начала XX вв. К вопросу о
совершенствовании методики предпроектных исследований................140
Выводы..............................................................150
Заключение..........................................................154
Библиография........................................................167
33
«уральского периода» его творчсства( 1822-1933) (Терехин А.С.,1995) отличались продуманностью приемов, что облегчаю инженерное решение здания. «Над созданием заводов, поселков, промышленных зданий, гражданских сооружений работали выпускники Петербургской Академии художеств архитекторы И.И.Свиязев, А.З.Комаров, М.П.Дудин, Ф.А.Тележников и др.» (Холодова Л.П., 1987.С.52). Однако тем же автором отмечено: «Было бы естественно и логично ожидать на Урале активного участия архитекторов в строительстве ...цехов нового типа... Но без инженерной подготовки архитекторам того времени не под силу было участвовать в проектировании промышленных объекгов.
При проектировании цехов особое значение имели технические знания, поэтому роль инженера здесь являлась главенствующей» (Холодова Л.П. ,1986. С. 44).
По мнению выдающегося русскою инженера В.Л.Кирпичева, настоящий инженер долен сочетать в себе задатки ученого, пракгика и художника, на что «указывает состав инженерного образования: нужно начинать с чистой науки и не ней основывать прикладные знания, но в го же время не оставлять без внимания и художество» ( Чеканов. А.А., 1982).
Необходимо особо отметить тот факт, что руководители заводского производства принимаю активное участие в совершенствовании быта населения горнозаводского У раза. Нередко благотворительностью занимались заводчики. В изучаемый период, например, владелица Богословского округа, Половцова Надежда Михайловна, оказывала финансовую помощь при постройке приюта для сирот, горного училища в Турьинских рудниках, Спасо-Преображенского храма в І Іадеждинске. Горные инженеры, живущие на заводах, становились также «носителями культуры», нередко инициаторами создания театров, школ, клубов для рабочих, аптек и т.д. (Петр Михайлович Карпинский в Кыпггымском округе, Александр Андреевич Ауэрбах в Богословском округе, Владимир Гфимович Г’рум-Гржимайло в округе Тагильских заводов и многие
34
другие). Объемно-пространственная ткань исследуемого комплекса становилась объектом деятельности владельцев предприятий, «крупных акул»(ГАСО.Ф.Р-2266,Оп. 1.Д.120.Л.8) и представителей социальнопрофессиональной группы технической интеллигенции.
Итак, обособление новой капиталистической формации обусловило специфику социальных смыслов историко-архигектурного комплекса горнозаводского Урала конца XIX - начата XX вв., обретавших свое выражение в городских пространствах.
1.3.Ёдинство средств выражения или эстетический уровень формирования регионального историко-архитекту рного комплекса
Эстетические структуры историко-архитектурного комплекса горнозаводского Урала конца XIX- начата XX вв. разнородны. Это обусловливается различным статусом предприятий вновь созданных и предприятий реконструированных (последние также разделяются на кардинально реконструированные и сохранившие исторически сложившуюся структуру)..
На рубеже XIX - XX вв. был совершен качественный скачок в формировании нового типа генерального плана металлургического завода, основные черты которого сохранились и в настояшсе время. С появлением новых видов энергии -паровой и элект рической, утрачивается зависимость расстановки цехов от гидротехнических сооружений. Имеет место тенденция к замене прореза плотины как планировочной оси направлением железной дороги (Л.П.Холодова,1995). Основой планировочной структуры продолжают оставаться две оси. На уровне культурологической модели планировочные схемы, построенные на основе
- Київ+380960830922