Ви є тут

Эволюция киноизображения : Движение камеры и внутрикадровый монтаж: их роль и значение в строении образной структуры фильма

Автор: 
Милев Николай Неделчев
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000310882
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................стр. 1-40
ГЛАВА 1. О СУЩНОСТИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ..........................стр.41-102
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ИЗОБРАЖЕНИЯ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ
СФЕРЫ.................................стр. 103-124
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕОРИИ
КАДРА................................ стр. 107-160
ГЛАВА 4. ДРАМАТУРГИЯ ВЗГЛЯДА стр. 161-198
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................стр. 232-240
БИБЛИОГРАФИЯ стр 208-211
ФИЛЬМОГРАФИЯ..................................стр. 211-216
1
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей данной диссертации, где предпринята попытка совместить исторический, теоретический и конкретно-аналитический подход к одной из самых существенных проблем операторского мастерства, является интердиецнплинарное исследование выразительных средств современного кино. В силу этого работа расположена на грани прикладно-операторского и киноведческого анализа, которые должны взаимно дополнить друг друга.
Аргументированний профессиональный анализ операторской работы невозможен без учета исторически сложившихся традиций и без теоретического осмысления уже существующего практического опыта в этой специфической области киноискусства. И наоборот: исторические и
теоретические обобщения и схемы недостаточно убедительны, если они не покоятся на конкретном материале, если в их основе не лежит точное знание ремесла.
Применение теоретических постулатов в интердисциплннарном сопоставлении смежных искусств с конкретным кинематографическим анализом не только нужно, но и обязательно, когда речь идет о современном и комплексном художественном синтезе. Нам известно, что сравнительннй анализ является исконним методом осмысления специфики искусств Такую методологию применял еще Аристотель. Выдающиеся литераторы, музыканты и художники усугубляли свои знания и совершенствовали свою практику на основе сопоставления выразительных средств не только смежных, но и весьма далеких видов искусства, что помогало найти центр равновесия своей собственой эстетической позиции
Не зря говорят: "оператор - не оратор". Исследований в области операторского мастерства ошутимо недостаточно. В нашем распоряжении классические работы, например, книга А. Головни, но в настоящее время мало кто осмеливается продолжить его драгоценные традиции и попытаться в меру своих сил заняться освещением проблематики нашей непрерывно обогащающейся профессии. Новые условия научно-технической революции
18
"четвертой стеной" , noTO\ty что располагает художника и зрителя в разных пространствах и ставит их в различные условия существования во времени.
Новые компьютерные технологии действуют как инструмент, который помогает "обойти" разделительную плоскость экрана. Преодоление этой "четвертой стены" придает истинный смысл понятию "интерактивность" в кино.
Проявления "виртуальности" и "интерактивности" , таким образом, выступают в нераздельной связи. Виртуальный образ воспринимается почти как «настоящий». Тем самым он вызывает и более активную ответную реакцию.
Название этого раздела - "Серый кардинал" - подчеркивает мой основной тезис: о недостаточном внимании к операторской работе На протяжении всей истории кино исследователи сосредотачивали свое внимание на роли и значении то режиссуры, то актерской игры, то драмату ргии, хотя изобразительность фильма (и операторское мастерство в целом) имеют основополагающее значение. Они требуют большего интереса и внимания и, по мере сил, мы постарались подойти к решению этой нелегкой задачи.
Выяснение и опровержение мифа о "сером кардинале" можно было бы предоставить историкам, если бы этот миф не оказался столь устойчив и долговечен. В середине XX века Базеи вдохновенно воспевал гениальность Орсона Уэллса, но ни слова не сказал о конгениальности Грега Толанда. Астрюк предложил неплохой термин "caméra-stylo", но и он ни слова не сказал о том, что "stylo" Рауля Кутара в сотрудничестве с Годаром весьма отлично от совместной работы Саша Верни с Аленом Рене. Режиссер объявляется истинным "творцом", а оператор выступает в качестве "авторучки". Мы не против возвеличения гения Тарковского, но в наилучших его фильмах рядом с ним был В.Юсов, а в "Жертвоприношении" С.Нюквист работал с ним не менее вдохновенно, чем с Бергманом. Несмотря на посредственность драматургии и актерской игры и в "старом", и в "новом" вариантах "Звездных войн".критики поют дифирамбы Д.Лукасу. Забывают о том, что только лишь "спецэфекты" и замечательны в этой ординарной ленте.
19
Искусство оператора пока еще ждет своей справедливой оценки.
1.2. СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ
В соответствии с характером и целью исследования диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.
ВВЕДЕНИЕ состоит из двух разделов. Первый - "СЕРЫЙ КАРДИНАЛ" - вводит в теоретическую проблематику работы и является в какой-то мере полемическим. Второй раздел обосновывает методологию исследования и структуру диссертации.
В основе данного исследования - историко-теоретический интердисциплинарный подход, который совмещается с профессиональным анализом кинематографических произведений в ''алгоритмической" или в более развернутой форме. Приводятся также примеры и из других искусств (литература, живопись, музыка), но только в том аспекте, в котором они содержат в себе рудиментарные формы звукозримого экранного образотворчества. Аналогичный подход применял С.Эйзенштейн в своих исследованиях - (Монтаж) 1937, "Монтаж 38", "Вертикальный монтаж" и "Неравнодушная природа".
Алгоритмическим мы называем такой анализ, когда умозаключения обобщающего порядка делаются на основании общеизвестных примеров, (отъезд камеры Б.Битцера в сцене «Пир Валтасара» в"Нетерпимости" или финал "Гражданина Кейна" Грега Толанда), что позволяет НЕ ВДАВАТЬСЯ В ПОДРОБНОСТИ
Совмещение теоретико-эстетического интердисциплинарного подхода к этой сложной материи с анализом изобразительного решения (и операторской работы в целом) создасг наибольшие затруднения. Философы и эстетики не всегда примут разбор специфически-операторских решении, анализ которых усложняется в связи с необходимостью применять профессиональную терминологию. В свою очередь, операторам не всегда интересны рассуждения более общего философского толка.
Организация научного материала и обращение к конкретной профессиональной практике подчиняются следующим критериям: