Ви є тут

Семья в условиях трансформации российского общества : Теоретическая модель и эмпирическая реальность

Автор: 
Карцева Лидия Валерьевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
270119
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Карцева, Лидия Валерьевна
Семья в условиях трансформации российского общества (Теоретическая модель и эмпирическая реальность) [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра социол. наук:
22.00.04 -М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской
Государственной Библиотеки)
Социальная структура, социальные институты и процессы
Полный текст:
ІіВДр: //<і±зз . гбі . ги/сіізз/02/0290/020290034 .рсі£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Карцева, Лидия Валерьевна
Семья в условиях трансформации российского общества (Теоретическая модель и эмпирическая реальность)
Казань 2001
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
71-450057 <2335x3446x2 М)
$7
Г. А. Непримерова исследует межнациональные браки как комплексную проблему на материалах Татарской автономной республики. Ссылаясь на результаты исследования Р. Ачыловой, социолог изучает особенности брака в развитом социалистическом обществе, делая вывод о том, что «межнациональные браки становятся тенденцией лишь в условиях социалистического общества, в котором осуществляется национальное равенство различных дискриминируемых в прошлом народов»1. Социологическая проблема препарируется через призму воплощения в жизнь ленинской национальной политики и интернационального воспитания трудящихся.
Иными словами, в дальнейшую разработку концепции о социалистическом типе семьи, предложенную А. Г. Харчевым, его многочисленные последователи внесли свой вклад, оставив, тем не менее, незыблемыми её основы, и в том числе - противопоставление духовных и материальных ценностей, признание приоритетности духовно-нравственного начала в семье над материальным, утверждение неоспоримых преимуществ состояния брачносемейных отношений в социалистическом обществе над данной сферой социальной жизни в буржуазном обществе.
Практические социологические исследования, осуществлённые учёными 60-70-х годов XX века, содержали очень многообразный, интересный и убедительный фактический материал, позволяющий представить и обобщить жизненные реалии в одной из наиболее закрытых социальных систем -семейной. Отображённые в нём тенденции развития российской семьи позднее были взяты за отправный пункт для анализа существующего положения дел новыми поколениями учёных, которые сумели извлечь из накопленного своими предшественниками опыта содержание, полезное как с точки зрения теории, так и с позиции практики.
' Непримерова Г.А. Межнациональные браки как объект комплексного социологического исследования: Дисс...каид. филос. наук. - М., 1979. — С. 129.
71-450058 <2349x3455x2 М)
58
Однако прежде чем перейти к другим, более поздним концепциям семьи отечественных социологов, отметим одну существенную деталь, касающуюся концепции семьи Л. Г. Харчева. В более зрелые свои годы учёный, анализируя современное состояние семьи и его отражение в научных трудах учёных-философов и социологов XX века, преимущественно западных, дополняет своё видение семьи по многим важным позициям. Во-первых, он отмечает то обстоятельство, что теоретических подходов к изучению семьи предложено немало, теории же семьи до сих пор не существует.1 Уже в 1979 году, 16 лет спустя после первой своей солидной работы по социологии семьи, учёный разделяет проводимые исследования семьи на две категории - теоретические и практические, научные и прикладные. Во-вторых, опираясь на достигнутые и теми, и другими авторами работ результаты, он приходит к выводу: в активе теоретической социологии - установление двух тенденций развития современной семьи. Первая из них - дезинтеграционная, вторая -редукционистская.
Следовательно, именно Харчеву принадлежала честь одному из первых объявить о принципиальных разногласиях учёных в интерпретации актуального состояния семьи, когда одни из них полагали, что идёт процесс сворачивания в выполнении семьёй её социальных функций вслед за дезинтеграцией всей культурной сферы общества, а другие были убеждены в том, что функции семьи пересматриваются ею в сторону удовлетворения внутрисемейных потребностей. Иначе говоря, повторно, но уже на ином эмпирическом и теоретическом материале, социолог останавливается на проблеме взаимоотношений семьи и общества и констатирует тот факт, что семья «уходит в себя», постепенно отдаляясь от социума. Учёный не развивает эту тему далее, однако методологическое значение данного утверждения нельзя недооценивать. Качество взаимоотношений семьи и общества, как и их социальная направленность, определяющие социальную роль самой семьи,
1 См. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Мысль, 1979.