Ви є тут

Мастер Йены и вазописцы егро круга : Вопросы атрибуции аттических краснофигурных киликов конца V - первой половины IV в. до н. э.

Автор: 
Тугушева Ольга Виленовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270351
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.....................................................................3
Глава 1 .
1.1. Мастер Йены. История находки и изучения..........................8
1.2. Аттическая краснофигурная керамика конца V - IV вв. до н.э. Основные тенденции развития..........................................22
Глава 2. Предшественники и современники.....................................38
2.1. Мастерская мастера Мидия........................................39
2.2. Группа sub-Meidian..............................................46
2.3. Мастер Мелеагра.................................................57
2.4. Мастер Митридата................................................78
Глава 3. Мастер Йены и вазописцы его круга..................................86
3.1. Мастер Йены.....................................................87
3.2. Мастер стиля "Б"...............................................104
3.3. Мастер стиля "С"...............................................108
3.4. Мастер Киль Б 599..............................................111
3.5. Переатрибуции некоторых ваз, принадлежавших мастеру Йены
- Килик с изображением Прокриды и Кефала.....................112
- Фрагмент Йена 0495.........................................116
- Гидрия Берлин F 3768.......................................119
3.6. Мастер Диомеда................................................ 122
3.7. Мастер Кью...............££?...................................133
Глава 4. Преемники.........................................................150
4.1. Мастер Вена 202................................................151
4.2. Мастер Вена 155................................................157
4.3. Группа YZ (III)................................................161
4.4. Группа Вена 116................................................166
4.5. Параллели......................................................172
Заключение.................................................................189
Приложение «Формы и типы киликов конца V - первой половины
IV в. до н.э.»...............................................195
Приложение «Новые атрибуции ваз и фрагментов»..............................201
Приложение «Каталог киликов конца V - первой половины
IV в. до н.э.»...............................................231
Список сокращений для периодической печати и серийных изданий..............272
Библиография...............................................................273
Список таблиц..............................................................285
Таблицы....................................................................296
3
ВВЕДЕНИЕ.
Аттическая краснофигурная керамика, в течение длительного времени определявшая развитие вазописного искусства Древней Греции, в конце V в. до н.э. вступает в сложный период. Возникновение во второй половине V в. новых центров по производству краснофигурных ваз - в Коринфе, Олинфе, Этрурии, Южной Италии, зачастую под влиянием и при непосредственном участии аттических вазописцев, приводит к утрате последними части прежних рынков сбыта. Политические и экономические потрясения, вызванные Пелопоннесской войной, еще больше усложняют положение Афин. Одновременно в самой вазописи происходят существенные изменения в художественном языке и технических приемах. Все эти обстоятельства в значительной мере определяют дальнейшее развитие аттической краснофигурной керамики в течение IV в. до н.э.
Одной из отличительных черт вазописи конца V - первой половины IV вв. до н.э. стало заметное качественное расслоение росписей, увеличение числа дешевых, небрежно расписанных ваз. Последнее обстоятельство существенным образом повлияло на отношение исследователей к аттической расписной керамике IV в. до н.э. и сказалось на ее изучении. В первую очередь внимание специалистов привлекают высокохудожественные произведения, в частности вазы т.н. Керченского стиля, или сосуды, выделяющиеся сюжетами своих росписей. В то же время керамика, более скромная по формам и характеру декора, часто остается вне поля зрения или рассматривается в массе. Между тем этот, казалось бы второстепенный материал составляет значительное количество дошедших до нас произведений аттической расписной керамики IV в. до н.э., в немалой степени определяя обший ее характер. Его атрибуция,
39
2.1. Мастерская мастера Мидия. - The Meidias Workshop.
Обращаясь к мастерам рубежа V - IV вв. до н.э., расписывавшим кллики, мы начнем с мастерской мастера Мидия. На первый взгляд такой выбор может показаться странным, так как чаши для питья здесь вниманием не пользовались. Сам вазописец и наиболее близкие ему по манере художники предпочитали гидрии и кратеры, а из небольших ваз - арибаллические лекифы, хусы, леканы и пиксиды.2 Сегодня мастеру Мидия приписывается только один килик, в собрании музея Гетти в Малибу.3 Еще четыре килика принадлежат руке вазописца Аристофана, работавшего вместе с мастером Мидия.4 Килики на низкой ножке или их фрагменты встречаются четырежды и только среди работ в манере мастера Мидия.5 Что касается глубоких киликов, то до сих пор среди ваз, расписанных в этой мастерской, они не упоминались. И только в последнее время удалось выделить несколько фрагментов таких чаш в коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина.6
Манера рисунков мастера Мидия была в высшей степени индивидуальна. Особенно ярко она проявилась в трактовке женских одежд, переданных множеством коротких частых штрихов, под которыми просвечивают контуры тел, с развевающимися отворотами и подолами хитонов
1 Robertson, 1992,271.
2 Л.Берн видит определенную зависимость между тематикой росписей мастера Мидия и его окружения, где господствуют женские персонажи, и выбором форм ваз, особенно небольших -леканы, пиксиды, которые являются принадлежностями женского туалета. Подробнее о мастере Мидия см.: Вши, 1987, 81.
3 True, 1985,79-88.
4 Bum, 1987, А 1-4.
5Beazley ARV*, 1329, nos. 116-119.
6 Характеристику разных типов киликов, распространенных в конце V - первой половине IV в. до н.э. см. в приложении "Формы и типы киликов конца V - первой половины IV в. до н.э.
О фрагментах ГМИИ мастера Мидия в ГМИИ см. приложение "Новые атрибуции стр.
40
или «летящими» за фигурами концами плащей, в рисунке голов, томно склоненных к плечу, с лицами, повернутыми в три четверти к зрителю, или рук с длинными тонкими «извивающимися» пальцами. Однако наряду с подобными фигурами в росписях мастера Мидия было немало и других изображений, более «простых». И вот именно эти фигуры, их лица, одежды и прически, позы и жесты, предметы вокруг них и приемы их передачи надолго закрепились не только в традициях мастерской, но оказали решающее воздействие на стиль росписей большинства вазописцев первой половины IV в. до н.э., работавших с сосудами небольших размеров. Вот почему для нашего исследования очень важно выделить эти черты, которые будут повторяться вновь и вновь, все более отдаляясь от первоначальных образцов, но тем не менее оставаясь узнаваемыми даже в самых небрежных ремесленных работах второй четверти IV в.
Прежде всего это трактовка женской фигуры. Обычно женщина изображена стоящей, идущей или сидящей (табл. /). Она одета в длинный хитон, у сидящей его дополняет плащ, закрывающий бедра и ноги. Хитон чаще открытый, безрукавный, реже, у сидящей фигуры, короткий рукав спускается до середины плеча. В большинстве случаев хитон имеет длинный, доходящий до бедер отворот с небольшим напуском, подпоясанный узким поясом-шнурком со свисающими вниз концами и петлями, концы каждый украшены пирамидкой из трех шариков. Спереди отворот хитона короче чем на боках, складка в середине широкая, почти гладкая, боковые - частые. Боковой шов хитона может быть отмечен вертикальной полосой плотного лака, одинарной или двойной. Штрихи, передающие линии складок над опорной ногой, - длинные, вертикальные, параллельные друг другу; над второй ногой, обычно чуть согнутой в колене, они ложатся горизонтально волнистыми, короткими