ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................ 3
Глава I. Компетенция законодательных (представительных) органов
государственной власти республики.
1.1. Понятие компетенции законодательного (представительного) органа республики.............................................................................. 14
1.2. Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти республик в сфере законодательства. Нормативные правовые акты и законодательный процесс................................................. 23
1.3. Компетенция законодательных (представительных) органов
государственной власти республик в сфере контроля....................................... 57
Глава II. Взаимодействие законодательных (представительных) органов
государственной власти республик с органами государственной власти республик и Российской Федерации.
2.1. Взаимодействие законодательных (представительных) органов
государственной власти республик с высшими должностными лицами и исполнительными органами республик.......................................................74
2.2. Взаимодействие законодательных (представительных) органов
государственной власти республик с Президентом, Федеральным Собранием, прокуратурой Российской Федерации....................................................... 81
2.3. Взаимодействие законодательных (представительных) органов
государственной власти республик с органами судейского сообщества
....................................................................................... 123
Глава III.' Ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти республик
3.1. Конституционно-правовые основы ответственности
законодательных (представительных) органов государственной власти республик.............................................................................. 140
3.2. Организационные и правовые вопросы ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти республик.............................................................................. 149
Заключение.......................................................... 166
Список использованных нормативных правовых актов
и монографической литературы........................................ 177
Актуальность темы исследования. На рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. началось формирование конституционного статуса новой демократической России и ее органов в центре и на местах.
Важное место в этом процессе занимают становление и развитие органов государственной власти субъектов РФ, в первую очередь - законодательных (представительных) органов государственной власти.
Принятый в октябре 1999 года Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет принципы деятельности, основы статуса, важнейшие полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, равно как и их ответственность за принятие неправомерных нормативных правовых актов.
Очевидно, что с позиций этого Федерального закона и соответствствующих постановлений, определений Конституционного Суда РФ требуют нового осмысления и компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти республик, и процедура принятия законов, и функции этих органов в законодательном процессе; взаимодействие с высшими должностными лицами, исполнительными органами республик, с органами государственной власти Российской Федерации; их полномочия в судебной сфере, проблемы их ответственности и многие иные аспекты их многогранной деятельности.
Степень разработанности проблемы. В 1999-2002 гг. по рассматриваемой проблематике защищены диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук: Сурков Д.Л. «Законодательная и исполнительная власть субъектов РФ в конституционном праве России», Гошуляк В.В. «Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов РФ», Миронов Д.Н. «Конституционно-правовой статус Республики Саха (Якутия)», Горобец В.Д. «Конституционно-правовой статус парламента РФ», Сергевнин С.Л. «Теоретические основы регионального
Употребление термина невольно напоминает то время, когда старались искать, кто «выше» и кто «ниже», кто «важнее» и кто «не очень важен»1.
Поскольку статус органов государственной власти субъектов РФ тесно связан с объемом их полномочий, вопрос о компетенции государственного органа относится к числу базовых в науке и политической практике. Ответ на него во многом позволяет определить, как и в какой мере законодательный орган выполняет свою социальную роль в государстве, каковы его взаимоотношения с иными центральными и местными государственными институтами2.
Существуют различные взгляды ученых-правоведов на понятие компетенции. Ряд авторов определяют компетенцию как единство предметов ведения и полномочий (прав и обязанностей) данного органа3. Так, Ю.А.Тихомиров полагает, что компетенция есть комплекс легально установленных способов осуществления публичной функции. Она состоит из элементов двоякого рода. К собственно компетенционным элементам относятся предметы ведения как юридически-определенные сферы и объекты воздействия, а также властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений. К сопутствующим элементам следует отнести, прежде всего, цели как долгосрочную нормативную ориентацию, выражающуюся в непрырывном решении возникающих задач посредством осуществления компетенции. Таковой является и обязанность действовать, касается ли это государства или его органов и должностных лиц. Без нее компетенция теряет главное - публично-правовое обеспечение с помощью разных средств4.
По мнению М.В. Баглая, «компетенция - это совокупность полномочий государственного органа и должностных лиц, установленная законом в соответствии с их ролью и назначением. Компетенция содержит в себе пределы
1 Миронов Д.Н. Конституционно-правовой статус Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации Якутия, 1996. С.175.
2 Павлушкин A.B. Компетенция законодательного органа государственной власти субъекта РФ. //В кн.: Законодательные органы субъектов Российской Федерации. М..2001. С.60.
3 Там же. С.60.
4 Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. //Журнал российского права.2000.>&10.С.24.
полномочий, выход за которые нарушает принцип разделения властей или распределения полномочий в порядке подчиненности. В пределах своей компетенции каждый орган или должностное лицо действуют самостоятельно, что, однако, не исключает возможности контроля со стороны других органов или вышестоящих лиц, если это предусмотрено законом»1. Б.Л. Железное предполагает, что компетенция государства есть основанная на задачах и функциях этого государства система его полномочий, т.е. прав и обязанностей, притом не всех, а лишь таких, которые определяют меру его должного и возможного поведения как субъекта правоотношений, меру его воздействия на предметы исключительного и совместного ведения. Государство осуществляет свою компетенцию через соответствующие государственные органы в предусмотренных конституционным законодательством сферах общественной жизни и территориальных пределах, посредством тех или иных форм государственной деятельности2.
Что понимается под компетенцией законодательного (представительного) органа государственной власти республики? Федеральный законодатель компетенцию законодательного (представительного) органа государственной власти определил в предметах ведения и полномочиях и закрепил при этом, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ч.5 ст.1 ФЗ от 6 октября 1999г.)». Как видим, предметы ведения входят в понятие компетенции, однако в данной работе мы, не упоминая особо, всякий раз будем подразумевать, что компстенционные полномочия всегда направлены на какие-то предметы ведения и без них не существуют.
1 Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М,. 1998.С.188.
2 Железное Б.Л. Компетенция РСФСР и ее субъектов. Казань. 1974. С. 14.
- Київ+380960830922