Ви є тут

Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре : Скрин-дизайн: эволюция, основные характеристики, структура

Автор: 
Филиппов Максим Викторович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273632
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................. 3
ГЛАВА 1. Становление техноизображений
и их художественные характеристики............14
1.1. Эстетическое освоение первых изобразительных технологий: фотографии и кинематографа..........15
1.2. Особенности художественного проектирования электронных и цифровых техноизображений: видео, интерактивных произведений, компьютерной графики............................32
1.3. Свойства графического дизайна в аспекте развития техногенных изображений................64
ГЛАВА 2. Свойства скрин-дизайна как технико-эстетической
системы...................................... 80
2.1. Технологические основы проектирования произведений скрин-дизайа.......................80
2.2. Типология выразительных средств
и композиционные приемы скрин-дизайна........92
2.3. Основные стадии восприятия произведения скрин-дизайна ................................ 112
2.4. Интерактивность и интерпретация как основы функционирования произведений скрин-дизайна Л 18
ГЛАВА 3. Скрин-дизайн как средство гуманизации техникоэстетической коммуникационной среды ................. 127
3.1. Гуманистическая направленность в подходе
к проектированию произведений скрин-дизайна.127
3.2. Скрин-дизайн как эстетический фильтр ..... 136
3.3. Методика создания и основные критерии оценки произведений скрин-дизайна .................... 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................... 160
ПРИМЕЧАНИЯ .......................................... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................... 170
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ .................................. 175
ИЛЛЮСТРАЦИИ ......................................... 176
2
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последнего десятилетия в практику дизайнерской деятельности вошел опыт проектирования интерфейсов мультимедийных произведений и интернет-сайтов. Этот новый вид проектного творчества осваивался в различных сферах деятельности. В первую очередь он стал прерогативой профессиональных программистов и разработчиков интерфейсов таких пользовательских платформ, которые подлежали коммерческой реализации на новом рынке компьютерных технологий. Наряду с этим для частных пользователей графических пакетов открылись возможности создания собственных веб-страниц и публикации их в сети Интернет.
И, наконец, самой существенной сферой освоения изобразительных компьютерных технологий, на которой автор и сконцентрировал свое внимание, стала область интерактивного искусства и сфера дизайн-проектирования произведений, предназначенных для восприятия с поверхности монитора.
В связи с возрастающей компьютеризацией общества компьютерно-демонстрационная интерактивная техника активно вовлекается в такие важнейшие современные социокультурные процессы, как коммуникация и информация. На сегодняшнем этапе развития информационного общества очевиден факт возрастающего психологического, эстетического, культурно-воспитательного и экологического воздействия на человека сферы дизайн-проектирования, именуемого компьютерной графикой и веб-дизайном. Абсолютно ясно просматривается взаимосвязь технологического и эстетического развития компьютерной техники с психологическим и культурным развитием как общества в целом, так и отдельного индивида. Этот факт позволяет говорить об антропоцентрическом характере деятельности дизайнеров, создающих мониторные произведения.
3
Продемонстрировать смену отношения к натуре можно, проведя следующую параллель между инструментами и аппаратами: инструменты, как продолжение тела человека или машины, как его заменители, изменяют окружающую действительность. Аппараты же проделывают некую работу, смысл которой не в том, чтобы изменить мир, но в том, чтобы изменить его значение. Следовательно, делает вывод Флуссер, деятельность фотографа должна быть названа не «работой» (в индустриальном смысле), но «информированием».
Таким образом, новая конструкция творческого акта: «фотограф + аппарат» - изменяет и смысл изобразительной деятельности при создании техноизображений. «Если он [фотограф. - М.Ф.] смотрит на мир через аппарат [курсив мой. - А/.Ф.], то не потому, что мир его действительно интересует <...> фотограф не совершает работу, он не хочет изменить мир, он ищет информацию» 10.
Следовательно, создание нового техноизображения означает прирост информации путем ее организации (отбора натуры). С помощью инструментов (кисть, стило, станок) создавались средства сохранения информации (книги, картины, скульптуры), которые предполагали некую цель - информирование - вне своих собственных пределов. Иными словами, они служили для перенесения, передачи данных из одного информационного поля в другое (выставка, обучение), следовательно, для информирования. В случае с техноизображениями, они сами - цель, они и есть конечная стадия информирования, так как лежат в той же информационной плоскости, что и запечатлеваемый мир. Они не способствуют передаче данных, они множат информацию, консервируя се в том же информационном поле, где находится и запечатленная на них натура.
Произведение - зритель. Сказанное в предыдущем разделе станет более понятным, если принять во внимание документальность фотографии, сравнительную легкость осуществления множества трактовок натуры (создание фотодублей) и возможность тиражиро-
20
вания снимков (создание любого количества идентичных фотоотпечатков).
Таким образом, информационное поле, окружающее человека, наполняется избыточной информацией. Фотография, запечатлевающая натуру, не объясняет зрителю мир - она репродуцирует его, создавая копии смыслов. Пытаясь преодолеть ограниченность аппарата, фотограф создает избыточную информацию.
Для гармонизации восприятия фотографических произведений стало необходимым уйти от избыточности - непродуктивности и дискретности - информации. Это стало возможным при обращении к художественно-эстетическим средствам выразительности в фотографии.
Технологические особенности создания позволяют рассматривать фотографию как объект эстетического эксперимента в сфере изобразительных искусств, основанного на сущностных технических свойствах фототехники - на ее световой природе.
Получение изображения с помощью света - это характерная черта тсхноизображений, унаследованная ими от камеры обскуры. Все техноизображения имеют световую природу.
В области фотографии одним из первых обратился к этому феномену художник и экспериментатор, деятель Баухауза Ласло Мо-хол-Надь. Он был уверен, что «последовательное использование технических средств приведет к эстетически удовлетворительным результатам» 11. Поэтому техника фотографии была для него в первую очередь техникой дизайна света, а фотограф - «изображателем» света. Создавая свои фотограммы, Мохол-Надь использовал свет как главный фактор для передачи пространства и движения.
К его экспериментам со светом принадлежит «Модулятор света и пространства» (ЬлсЫ-Каит-МосЗиЫог) Он представляет собой сложную систему металлических и зеркальных поверхностей разных форм и текстур, закрепленных под различными углами (мл./). Приводимые в движение механизмом, они создавали различные световые
21